Семь основных чудес света греции александрийский маяк. Александрийский маяк, он же фаросский - высочайшая конструкция древнего мира. Остров Фарос — идеальное место для Александрийского маяка

Александрия - второй по значимости город в современном Египте. Основан он был еще в IV в. до н. э. Александром Македонским. А в III в. до н. э. здесь появилось одно из семи чудес света - Александрийский маяк. Это был первый в мире маяк, то есть сооружение, которое обеспечивает ориентирование кораблей.

Маяк построили на небольшом острове Фарос в Средиземном море. Огромное сооружение возвели всего за пять лет вместо планировавшихся двадцати и закончили около 283 г. до н. э. Строительство происходило при Птолемее II, царе Египта.

Существуют многочисленные описания этого чуда света, дополненные в последние годы данными подводных археологических экспедиций. Общая высота маяка составляла 120–140 метров (пирамида Хеопса - 147 метров, а высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге - 122 метра). Составляли Фаросский маяк три мраморные башни, располагавшиеся на основании из массивных каменных блоков. В первой прямоугольной башне находились помещения для рабочих и солдат. Каждая сторона нижней каменной призмы составляла 30 метров. Высота этой части маяка составляла 60 метров. Второй была сорокаметровая восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим на верхнюю башню. Верхняя башня имела цилиндрическую форму, именно на ней горел огонь, помогавший кораблям миновать рифы и достичь бухты. Восемь колонн составляли цилиндрическую колоннаду с куполом, на котором размещалась восьмиметровая статуя Посейдона (или Зевса Спасителя).

Свет был виден на расстоянии 60–100 километров. Это обеспечивалось использованием отполированных бронзовых зеркал, которые стояли за пламенем и направляли свет в море. Топливо (дерево) подвозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных мулами.

Архитектором был Сострат Книдский. Точные даты жизни этого творца неизвестны. Он был родом из малоазийской Карии. Его отцом был архитектор Дексифан, учитель и соавтор ряда сооружений. Сострат построил ряд зданий в Дельфах и висячую площадку для прогулок в Книде. На каменных блоках Фаросского маяка была выбита надпись: «Сострат, сын Дексифана, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей». Некоторые источники считают, что Сострат Книдский из личных средств внес немалую долю на строительство чуда света, которое обошлось в 800 талантов.

Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением. Арабы попытались восстановить маяк, который к концу XIV в. возвышался на 30 метров. А через сто лет на этом месте была воздвигнута крепость.

Тип сооружения, начало которому положил Фаросский маяк, существует и в наши дни. Слово «маяк» стало использоваться в переносном смысле. В советское время были «люди-маяки», то есть передовики производства, на которых были призваны равняться все остальные. Свет маяка стал восприниматься как символ надежды на спасение, как финишная точка в долгом странствии, как то, о чем мечтают. Чудо осталось.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.


Башню на Форосе, грекам спасенье,
Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда, воздвиг,
о повелитель Протей!
(Посидипп)

Александрийский маяк - одно из 7 чудес света, был построен в III веке до н. э.в египетском городе Александрия, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.

Седьмое чудо света Александрийский маяк - на самом деле является восьмым чудом. До его постройки вторым чудом света считались стены Вавилона. Когда же в устье Нила был сооружен 130-метровый маяк, современники настолько были поражены этим выдающимся техническим достижением, что попросту вычеркнули стены Вавилона из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.


Александрийский маяк, рисунок археолога H. Thiersch (1909)

В 332 - 331 г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.

Одно из семи чудес древнего мира - Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283году до н.э. На его строительство должно было уйти 20 лет, а завершён он был около 283 г. до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта. Строительство этого гигантского сооружения длилось всего 5 лет.

Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор, гранит. История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись “Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора - он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты.

Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по описаниям Ибн -аль - Сайха (XI в.) - 130 -140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров. Основание нижней башни квадратное - размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой, а плоская крыша, украшенная по уголкам огромными статуями Тритона, служила основой средней части. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами.

Верхняя башня - фонарь - круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона (или статуей Зевса Спасителя) высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани.

Каким образом достигалась яркость и дальность свечения до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка. Снаружи маяк был облицован белым мрамором. На строительство было израсходовано 800 талантов (стоимость 20 800 кг серебра, что по современным оценкам равняется 10 миллионам евро).

Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы. Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своём роде сооружением.

Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

Вот как его охарактеризовал его Ахилл Татий в своём романе “Левкиппа и Клитофонт”: “.строение причудливое и удивительное, Гора, посреди моря лежавшая, доходила до самых облаков, и вода протекала под этим сооружением, а оно высилось, вися над морем”. Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться средиземноморским “кибернетос”, как называли кормчих древние греки.

Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали. К XII веку н. э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты.

В мае 1100 г. он был разрушен почти до основания сильным землетрясением. В 1480 г. мамлюкский султан Кайт-бей построил на фундаменте маяка крепость, которая стоит поныне и носит имя своего создателя. Крепость впоследствии не раз перестраивалась.

От одного из семи “чудес древнего мира”, казалось, ничего не осталось, кроме руин, встроенных в Кайт - Бей, где они существуют и поныне, да имени. Поскольку до Александрийского маяка других маяков не было, не существовало и названия для подобных сооружений. По названию острова, на котором он стоял, его назвали „фарос". Это слово впоследствии перешло во все романские языки и стало обозначать любой маяк. Отсюда и современное “фара”.

В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на морском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 году международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Форосского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины легендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из крупнейших открытий археологии.


7 чудес света - Александрийский маяк монета Палау.

Семь чудес света – это список самых известных достопримечательностей античного мира. Александрийский маяк по праву называют одним из них – это последнее из классических чудес античности. Основную информацию и интересные факты об этом строении, его создании, функциях и печальной судьбе можно найти в Интернете (так же, как и фото воссозданного маяка), однако впечатления от исторического места, увиденного своими глазами, ни с чем не сравнятся.

История маяка на острове Фарос прочно связана с основанием в 332 году но нашей эры одного из самых красивых городов античного мира – Александрии, названной так в честь великого завоевателя Александра Македонского. За все время своих походов ему удалось основать порядка 17 городов с таким же названием, однако лишь Александрии в Египте удалось дожить до нашего времени.

Основание Александрии

Александр Македонский крайне ответственно подошел к выбору места для будущего города. Он не хотел располагать его в дельте Нила, поэтому решил начать строительство несколько южнее, неподалеку от озера Мареотис. Планировалось, что в Александрии будет два порта – один для торговых кораблей, приходящих со Средиземного моря, другой – для судов, плывущих с реки Нил.

После смерти великого Александра город перешел под власть Птолемея I Сотера – фараона Египта, правившего в то время. Это было время процветания Александрии – она стала крупнейшим судоходным портом. В 290 году до нашей эры Птолемей отдал распоряжение возвести на острове Фарос огромный маяк, который бы облегчал путь мореплавателям в ночное время и в плохую погоду.


Строительство Фаросского маяка

Строительство Александрийского маяка началось в 4 веке до нашей эры. Считается, что это шедевр архитектурной мысли построил Сострат, уроженец Книдии. Строительные работы продолжались более 20 лет. Александрийский маяк – это первое в мире здание подобного типа и высочайшее строение древнего мира. Это и есть ответ на вопрос, почему Фаросский маяк входит в семь чудес света. Этот великолепный небоскреб был символом власти и могущества, процветания и величия, подобно свету во тьме.

Высота Александрийского маяка – порядка 600 футов, или 135 метров. При этом он выглядел несколько иначе, чем большинство памятников архитектуры того времени. Это было трехъярусное здание с квадратом в основании, стены которого были возведены из плит мрамора, соединенных между собой раствором с добавлением свинца.

Предлагаем вашему вниманию интересные факты об Александрийском маяке, входящем в семь чудес света.


  • На вершине маяка располагался костер, отблески которого при помощи специально отполированных металлических пластин направляли в море.
  • Свет от огней Александрийского маяка был виден на расстоянии больше 60 км.
  • Фаросский маяк служил еще форпостом и наблюдательной вышкой – его высота позволяла увидеть корабли врага задолго до того, как они приблизятся к городу.
  • На вершине строения помимо металлических отражающих пластин располагались еще и интересные технические приспособления того времени – часовые механизмы, флюгеры и многое другое.
  • После завершения строительства Сострат Книдский высек в одной из стен свое имя, а затем покрыл его штукатуркой и написал на ней имя Птолемея I Сотера. Архитектор прекрасно понимал, что штукатурка со временем сотрется, а камень на века сохранит имя настоящего создателя маяка.

Александрийский маяк был наиболее полно описан много лет спустя – уже в 1161 году нашей эры – арабским путешественником Абу эль-Андалусси. Он отметил наиболее значимые факты и упомянул, что помимо своей основной функции, маяк служил еще и очень заметной и популярной достопримечательностью.


Судьба Александрийского маяка

Маяк на острове Фарос освещал мореплавателям путь полтора тысячелетия. Но, к сожалению, он оказался бессилен перед силами природы. Достаточно сильные подземные толчки в 356, 956 и 1303 годах нашей эры нанесли ему сильнейшие повреждения, а землетрясение 1326 года окончательно разрушило седьмое чудо света – Александрийский маяк. Его останки были разобраны мусульманами для строительства своей крепости. Они были обнаружены много веков спустя – в 1994 году, а позднее образ строения был восстановлен при помощи компьютерного моделирования. Но такие фото все равно не в состоянии передать того величия и мощи, которым обладал Фаросский маяк.

Через сто лет после разрушения на месте Александрийского маяка был возведен мощный форт, защищающий Александрию с моря. Он сохранился и существует в наше время – сейчас внутри него находится Александрийский исторический музей.

Одним из семи чудес мира является Александрийский маяк - сооружение, построенное на острове Фарос в третьем веке до нашей эры. Построение находится недалеко от известного Александрия, в связи с чем ему и дано такое название. Другим вариантом может быть словосочетание «Фаросский маяк» - от названия острова, на котором он находится.

Предназначение

Первое чудо света - Александрийский маяк - изначально было предназначено для того, чтобы помогать заблудившимся морякам, желающим добраться до берега, благополучно преодолев подводные рифы. Ночью путь освещали языки пламени и сигнальные лучи света, исходящие от огромного огня, а днем - столбы дыма, исходившие от костра, находящегося на самой вершине этой морской башни. Александрийский маяк прослужил верой и правдой почти тысячу лет, но был очень сильно поврежден землетрясением в 796 году После этого землетрясения в истории записано еще пять очень мощных и длительных подземных толчков, которые окончательно вывели из строя это великолепное творение человеческих рук. Конечно же, его не раз пытались реконструировать, но все попытки привели лишь к тому, что от него осталась небольшая крепость, которую построил султан Кайт-бей в 15 веке. Именно эту крепость и можно увидеть на сегодняшний день. Она - все, что осталось от этого величественного творения человека.

История

Давайте немного углубимся в историю и узнаем, как же строилось это чудо света, ведь это действительно увлекательно и интересно. Сколько всего произошло, какие особенности построения и его предназначение - обо всем этом мы расскажем вам ниже, не поленитесь только прочесть.

Где находится Александрийский маяк

Маяк построили на небольшом острове под названием Фарос, что находится у берегов Александрии в Средиземном море. Вся история этого маяка изначально связана с именем великого завоевателя Александра Македонского. Именно он был создателем первого чуда света - вещи, которой гордится все человечество. На этом острове Александр Великий решил основать большой порт, что он собственно и сделал в 332 году до нашей эры во время своего визита в Египет. Сооружение получило два названия: первое - в честь того, кто решил его построить, второе - в честь названия острова, на котором оно находится. Помимо столь известного маяка завоеватель решил построить еще и одноименный город - один из наибольших портов в Средиземном море. Следует отметить, что за всю свою жизнь Александр Великий построил около восемнадцати полисов с названием «Александрия», но именно этот вошел в историю и известен до наших дней. В первую очередь был возведен город, а уже потом его главная достопримечательность. Изначально на строительство маяка должно было уйти 20 лет, но не тут-то было. Весь процесс занял только 5 лет, но, несмотря на это, сооружение увидело мир только в 283 году до нашей эры, уже после смерти Александра Македонского - во времена правительства Птолемея ІІ - царя Египта.

Особенности строительства

Решил очень тщательно подойти к вопросу строительства. Как гласят некоторые источники, он более двух лет выбирал место для постройки порта. Завоевателю не хотелось создавать город в Нил, чему он нашел очень хорошую замену. Строительную площадку разбили в двадцати милях к югу, недалеко от иссыхавшего озера Мареотис. Ранее там находилась платформа египетского города Ракотиса, что в свою очередь немного облегчило весь процесс постройки. Вся выгода месторасположения была в том, что порт смог принимать судна как со Средиземного моря, так и с реки Нил, что было весьма прибыльно и дипломатично. Это не только увеличило прибыль завоевателя, но также помогло ему и его последователям построить крепкие связи и купцами и мореходцами того времени. Город успели создать еще при жизни Македонского, а вот Александрийский маяк стал разработкой Птолемея первого Сотера. Именно он доработал конструкцию и воплотил ее в жизнь.

Александрийский маяк. Фото

Посмотрев на изображение, мы увидим, что маяк состоит из нескольких «слоев». Три большие мраморные башни стоят на основании огромных каменных блоков, общим весом в несколько сотен тысяч тонн. Первая башня имеет форму громадного прямоугольника. Внутри нее расположены комнаты, предназначенные для жилья солдат и рабочих порта. Сверху находилась меньшая восьмиугольная башня. Спиральный пандус являлся переходом к верхней цилиндрической башне, внутри которой размещался большой костер, который и служил источником света. Вся конструкция весила несколько миллионов тысяч тонн, без учета украшений и приборов, находящихся внутри нее. Из-за этого почва начала проседать, что вызвало серьезные проблемы и потребовало дополнительных укреплений и строительных работ.

Начало огня

Несмотря на то что Фаросский маяк был построен на протяжении 285 - 283 годов до нашей эры, он начал работать только в начале первого века до нашей эры. Именно тогда и была разработана вся система сигнальных огней, работающая благодаря большим бронзовым дискам, направляющим свет в море. Параллельно с этим был придуман состав пороха, который выделял огромное количество дыма - способ указания пути днем.

Высота и дальность исходящего света

Полная высота Александрийского маяка - от 120 до 140 метров (разницу составляет перепад высоты грунта). Благодаря такому расположению свет от костра было видно на расстояние более 60 километров в яркую погоду (есть свидетельства о том, что в штиль свет было видно за 100 километров и более) и до 45-50 километров во время грозы. Направление лучей происходило благодаря особому построению в несколько рядов. Первый ряд представлял собой четырехгранную призму, высота которой достигала 60-65 метров, с квадратной основой, площадью в 900 метров квадратных. Здесь хранился инвентарь и все необходимое для подачи топлива и поддержания «вечного» огня. Основой для средней части служила большая плоская крышка, углы которой были украшены большими статуями Тритонов. Это помещение представляло собой восьмигранную башню из белого мрамора высотой в 40 метров. Третья часть маяка выстроена из восьми колонн, на вершине их находится большой купол, который украшает большая восьмиметровая статуя Посейдона из бронзы. Другое название статуи - Зевс-Спаситель.

«Вечный огонь»

Поддержание огня являлось заданием сложным. Ежесуточно требовалось более тонны топлива, чтобы костер мог гореть с необходимой силой. Дерево, которое являлось главным материалом, доставляли в специально обустроенных телегах по спиральному пандусу. Телеги тащили мулы, которых требовалось более сотни на один подъем. Для того чтобы свет от костра распространялся как можно дальше, за пламенем, у подножия каждой колоны, разместили огромные бронзовые листы, с помощью которых и направляли свет.

Дополнительное предназначение

Согласно некоторым рукописям и сохранившимся документам, Александрийский маяк служил не только источником света для заблудившихся моряков. Для солдат он стал наблюдательным пунктом, для ученых - астрономической обсерваторией. Учетные записи гласят, что там находилось большое количество весьма интересного технического инвентаря - часов всевозможных форм и размеров, флюгер, а также множество астрономических и географических приборов. Другие источники говорят о наличии огромной библиотеки и школы, в которой обучали начальным дисциплинам, но это не имеет каких-либо существенных доказательств.

Гибель

Гибель маяка произошла не только из-за нескольких мощных землетрясений, но также и из-за того, что бухтой почти перестали пользоваться, поскольку она очень сильно заилилась. После того как порт стал непригоден для эксплуатации, бронзовые пластины, с помощью которых свет направляли в море, переплавили на монеты и украшения. Но это был еще не конец. Полная гибель маяка произошла в 15 веке во время одного из наиболее сильных землетрясений, когда-либо случавшихся у берегов Средиземного моря. После этого останки несколько раз восстанавливались и служили крепостью, а также жилищем для немногих жителей острова.

В современном мире

На сегодняшний день Фаросский маяк, фото которого можно очень легко найти, является одним из немногих памятников архитектуры, затерянных в истории и времени. Это то, что до сих пор интересует как ученых, так и простых людей, которым нравятся многовековые вещи, ведь с ним связано много событий, литературных работ и научных открытий, важных для всего развития мира. Увы, не так много осталось от 7 чудес света. Александрийский маяк, вернее только его часть, и есть одним из тех сооружений, которым может гордиться человечество. Правда, все, что от него осталось - это всего лишь нижний ярус, служивший складом и местом жительства для военных и рабочих. Благодаря множеству реконструкций строение не было разрушено полностью. Его переделали во что-то наподобие небольшого замка-крепости, внутри которого жили оставшиеся жители острова. Именно это вы и сможете увидеть, посетив остров Фарос, который является довольно популярным среди туристов. После полного строительного и косметического ремонта маяк имеет более современный вид, что делает его современным строением с многовековой историей.

Дальнейшие планы

Александрийский маяк является одним из объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Благодаря этому ежегодно проводятся различные ремонтные работы с целью уберечь крепость от разрушений. Было даже время, когда говорили о том, чтобы полностью возобновить прежний вид, но этого так и не сделали, ведь тогда бы маяк потерял статус одного из чудес мира. Но увидеть его нужно обязательно, если уж вы интересуетесь историей.

Самолеты