По каталонии на автомобиле: монастыри, замки и Сальвадор Дали. Путешествие по каталонии на автомобиле Путешествие по каталонии самостоятельно отзывы

Испания давно стала любимым местом отдыха для российских туристов. Прекрасное сочетание моря и красивейших мест. В Испанию можно ездить с целью не только позагорать и искупаться в море, но по большей частью, наверное, посетить исторические места, познать культуру Испании. Мы выбрали для поездки одно из чудесных местечек северного Средиземноморского побережья, региона Коста-Бравы - городок Лоррет де Мар.

Обычно мы с дочерью выбираем такое место, откуда можно доехать до интересных для путешественников мест, и, чтобы была возможность в перерывах между поездками недолго поваляться на берегу моря и погреться на солнышке. Потому что мы живем в нашей любимой северной столице, и при огромной любви к нашему прекраснейшему городу, погода нас совсем не радует солнышком и теплыми деньками.

Почти все побережье Каталонии - это скалы, маленькие бухты, оливковые и сосновые рощи, крутые обрывы. Пологих мест практически нет. Это и создает неповторимость и красоту. Для любителей путешествовать своим ходом - это подходящее место. Климат мягкий, такой знойной жары, как в центральных регионах вдоль побережья, не бывает.

Нет ни одного местечка в Коста-Брава, которое не уходит своими корнями в далекое прошлое, в древние времена, в Средневековье. Это мы почувствовали сразу, как только прогулялись на теплоходе до маленького городка Тоссо де Мар. Окраины городка окружены древней крепостной стеной. Мы никогда не берем экскурсионные туры, и ездим своим ходом. Это дает нам возможность поближе познакомиться с бытом, с народом той страны, которую мы посещаем. Мы не привязаны по времени к группе, не тратим минуты и часы на ожидания, когда соберется вся группа.

Надо отметить, что в Испании отличный транспорт. Удобный и не дорогой, что не маловажно для наших туристов. Очень выгодно использовать транспортные карты, которые вам выдадут, как только вы скажете кассиру на автостанции конечный пункт и виды транспорта, каким будете добираться. К примеру, выезжая из Лоррета до Барселоны, мы взяли одну карту на поездку туда и обратно, которая включала в себя проезд

На автобусе до ближайшей железнодорожной станции (в Лоррете нет железной дороги);

На 6 поездок в метро по Барселоне (подземные станции метро темные и совсем невзрачные - это не московский или питерский метрополитен!, но чисто и аккуратно; зато в каждом вагоне на табло высвечивается ближайшая станция, время до нее и название ветки, что очень удобно, особенно для иностранцев). Особенность метро в Барселоне: если вы вышли на какой-либо станции, запомните обязательно место, где вы вышли, так как другой выход на этом месте может быть вообще не связан с данной линией, и вы уедете совсем в другом направлении.

В Барселоне каждая улица, каждое местечко связано с каким-нибудь событием в истории Испании. Не буду утомлять вас перечислением исторически важных мест в городе, да и во всей Испании, скажу только, что бросается в глаза, с какой любовью, уважением, благоговением, трепетом сами испанцы относятся к древним историческим местам. Чего не скажешь о некоторых варварах, коих тысячи по России.

Вообще, надо сказать, что в Испании мы чувствовали себя очень уютно, комфортно, постоянно ощущали благожелательное отношение к себе. Испанцы - народ открытый, веселый и дружелюбный. Улыбка не сходит с их лица. К моему «корявому» (еще мягко сказано) испанскому относились с легкостью и с улыбкой, охотно помогали.

В общем, Испания оставила у нас в душе самые теплые впечатления. За все время пребывания мы ни разу, поверьте, не испытали дискомфорта, грубостей или другого негативного отношения к себе.

Предыстория.

Находясь с женой и младшей дочерью в Греции, кстати, в очень не плохом пляжном отеле «Portes bech» (полуостров Кассандра), после нескольких дней лежания и прогулок по пляжу и от бассейна к бару, было решено взять в прокат автомобиль и покататься посмотреть окрестности. За два дня мы объехали Кассандру и Сиаторию, получив огромное удовольствие и сделав огромное количество фотографий побережья.

Из этого опыты был сделан вывод, что валяться на пляже все время отпуска не для нас и следующую поездку надо организовывать, ориентируясь на самостоятельные поездки на автомобиле по интересующим нас местам.

Подготовка.

Отдых в Испании был выбран почти сразу:

— интересная страна,

— относительно не высокие затраты на поездку,

— теплое море, что дает возможность и покупаться и позагорать.

То, что едем в Барселону, тоже определилось само собой по следующим причинам:

— очень интересный город,

— красивое побережье Коста-Брава с песчаными пляжами

— наличие в окрестностях огромного количества исторических и культурных мест, которые можно будет посетить.

— и самое решающее, дешевые авиабилеты (Трансаэро 26000р. за двоих туда и обратно), которые незамедлительно были выкуплены еще в мае.

Решено было найти отель недалеко от пляжа, севернее Барселоны, что и было сделано на сайте www.booking.com . Отель Xaloc *** в городке Платжа-де-Аро 100 км. севернее Барселоны (780 евро за двухместный номер на 10 ночей, включены завтрак и ужин).

Автомашину забронировал на сайте www.eavtoprokat.ru с получением и сдачей в аэропорту (компания «Sixt» — 232 евро за 10 дней).

Визы получали также самостоятельно в визовом центре. Перечень всех необходимых документов и порядок действий размещен на сайте визового центра Испании в Москве www.spainvac-ru.com (копии паспортов российского внутреннего и заграничного, ваучер аренды отеля, авиабилеты в две стороны, страховка, анкета и т. д.). Все это не составило труда собрать и сделать ксерокопии, после чего 9 августа сдано в Визовый центр и 12 августа получена «шенгенская виза» на полгода (виза действует с первого дна поездки то есть с 6 сентября). Страховку оформлял непосредственно рядом с Центром. Там стоят «газели» различных страховых компаний, зашел в первую попавшуюся «Ингосстрах» (940 рублей за двоих), оформляется в течении 5 минут. Дальше очередь в Визовый центр, но двигается очень быстро, получил электронный номер и почти сразу пошел к окошку сдавать документы, девушка попросила дописать некоторые места в анкете, приняла документы, отправила оплачивать услуги центра и визу (5102 рубля за все, за двоих) и сказала, что 12 августа все будет готово, что оказалось правдой (на все это вместе с оформлением страховки ушло 35-40 минут). Кстати оформление можно отследить на том же сайте визового центра, все совпало 12-го августа появилась запись от том, что можно приезжать за паспортами. Время, затраченное на получение паспортов 40 минут.

Для лучшего передвижения куплен навигатор с картами Европы, и конечно карты Барселоны, путеводители, разговорники.

Планируем посетить, конечно, Барселону, Фигерас, Жирону, Вик, Таррагону, Монцерат, Андорру, французские Каркасон и Перпиньян, ну может и еще куда и занесет (сразу скажу — не все удалось).

Самая большая трудность пока — это заполнение на английском анкеты на получение визы. Вследствие моего «иняз-даунизма» для этого была привлечена старшая дочь, с чем успешно справилась.

У меня еще до вчерашнего дня оставались некоторые сомнения, касающиеся автомобиля. Дело в том, что я уже 6,5 лет езжу на автомате, а забронированный, а/м в Испании — с механической коробкой. А/м автоматической коробкой на 10 дней будет стоить уже порядка 500 евро. Что бы развеять свои сомнения я пошел в автошколу и оплатил одно занятие на а/м с механической коробкой. Катался 1 час по Митино, на адаптацию ушло 15 минут, ни разу не заглох, даже трогаясь в гору. Мышечная память — великое дело!

Испания

Поездка на такси в Домодедово (1 час), регистрация и прохождение паспортного контроля прошли на редкость быстро, почти не было очередей.

Сам перелет (4.30 мин.), заполнился лишь тем, что, как оказалось, на рейсах Трансаэро очень плохое, скудное питание.

Выйдя из аэропорта, необходимо было найти компанию по аренде автомобилей SIXT. То, что это будет не просто стало понятно еще в Москве, так как салон SIXT, в котором получают а/м в аэропорту Барселоны находится в пределах 5 мин. езды на автобусе той же компании, и все поиски сводятся к тому, что необходимо найти на площади сотрудника одетого в соответствующую оранжевую форму. Не сразу, но это удалось сделать, около стоянки такси была обнаружена девушка в форменной футболке SIXT.

Собственно на этом все трудности, связанные с получением а/м и закончились. Девушка по рации вызвала автобус, автобус привез нас на место, менеджер в течение 10 минут оформил документы, выдал ключи, карту дорог, показал нам а/м. А/м необходимо осматривать, наш был поцарапан в двух местах, причем в документах было указано, только одно повреждение, тот же менеджер все сфотографировал, вписал в контракт второе повреждение и можно было ехать в отель.

Дорога заняла более двух часов (120 км). В этот день вокруг Барселоны проходил 9 этап веломногодневки Уэльта, и в связи с этим решено было ехать через город, а далее вдоль моря. Используя навигатор и карты, а также общее представление, куда надо ехать мы добрались до Платжа-де-Аро, где по указателям на главной улице без труда нашли отель.

1


Номер обычный, (двуспальная кровать, ванная, туалет, балкон, шкаф, стол, кондиционер, телевизор без русских каналов, но есть Евроспорт), вид на море.

Разместившись и приведя себя в порядок после дороги, сразу пошли ужинать. Ужин удался, впервые в жизни ели акулу, заказали бутылочку вина (вино не входит в общее меню и покупается отдельно, причем стоимость выпитого вина будет приплюсована к плате за номер, который оплачивается при выписке из отеля), выпили, погуляли немного по окрестностям. На этом день и закончился.

Этот день еще в Москве было решено посвятить изучению окрестностей. Конечно, купались: были большие волны, выше 3-х метров, очень прикольно, особенно выбираться из воды — море не отпускает.

Нашли ресторан, в котором будем обедать все эти дни. Ничего особенного, обычный приморский ресторан на пляже, но меню представляет собой фото-журнал с изображением блюд и ценой. Очень удобно, особенно учитывая полное отсутствие знания языка.

Платжа-де-Аро — небольшой, чистинький городишко вдоль побережья 2-2,5 км. Две основные улицы. Одна вдоль моря и пляжа вовсю длину с большим количеством ресторанчиков и кафе. Вторая центральная, параллельно первой здесь помимо такого же количества ресторанов и кафе еще и много всяких магазинов. Позже был обнаружен довольно приличный, как показалось со стороны, аквапарк (мы в него не ходили).

Поехали Жирону и Фигерас.

Передвижение на автомобиле по Испании имеет, на мой взгляд, следующие особенности:

— соблюдение скоростного режима, очень много знаков ограничения скорости и это соблюдается всеми;

— большое количество перекрестков с круговым движением, это безусловно удобно, но надо привыкнуть к тому, что круговое движение так же и у развязок с мостами;

— еще встретил поворот сразу после проезда под мостом налево, довольно необычно в России такое не практикуется;

— пешеходы, они идут, часто даже не смотря по сторонам, уверенные, что ты будешь их ждать, и все ждут, после московского движения нужно контролировать себя постоянно.

Парковаться в центре города негде, практически нереально найти место в центре, поэтому сразу в паркинг (2 часа — 5 евро).

Прошлись по крепостным стенам, посмотрели Кафедральный Собор и Еврейский квартал, посидели в кафе, спустились к реке и оценили цветные домики.

2


1


Все достаточно мило, но очень уж безлико и серо.

Собственно, этот город был поставлен в план путешествия, что бы посетить Музей Сальвадора Дали. Мы с женой не являемся знатоками живописи и, если честно, совсем ничего не понимаем в «таком» искусстве. Но все равно, находясь поблизости, решено было ехать и увидеть все своими глазами. Что было сделано и, надо отметить, ни хрена мы в этом не понимаем! Как должно быть «насрано» в голове, чтобы рисовать такое! Но это мое мнение.

Музей нашелся как-то сразу и, как ни странно, удалось приткнуть машину неподалеку. Вход платный — 11 евро, можно фотографировать без вспышки.

2


Поездка в Барселону.

Понятно сразу, что Барселона — большой город и осмотреть его за день не удастся.

В первый раз посетили Аквариум (он стоял на первом месте в плане путешествия), погулять по центру и осмотреть Саграду.

При планировании маршрута решено было искать место парковки где-то между Готическим кварталом и Саградой, что вполне удалось: на маленькой улочке оставили машину и пешком направились в сторону Готического квартала. По нему прошли к порту, а там и в Аквариум. Вход платный — 17,5 евро, можно фотографировать без вспышки. Впечатления от Аквариума самые положительные: рыбы, акулы, скаты, различные загадочные морские существа проплывают непосредственно рядом, все очень красиво.

2



Дальше прошли на Площадь Колумба, прошлись по Рамбла, свернули к Кафедральному Собору, попили кофе с питтцей на какой-то из улочек Готического квартала и направились к Саграде. Осмотрели величайшее творение гения Гауди (возник вопрос: — «А когда её достроят, будет ли она так популярна, как сейчас?»).

Про Барселону очень много написано, но нам город не особо понравился. Самое красивое место, на мой взгляд, это набережная от порта до площади Колумба. Все просторно, красиво, много пальм. Наверное, Рамбла красивая улица, но такое количество народу не дает сделать правильную оценку и, находясь на ней, у нас было одно желание уйти куда-нибудь в сторону от бесконечного потока людей (может это московский синдром?). Готический квартал нельзя назвать очень красивым, это довольно необычное место. Множество узких и очень узких улиц с какой-то своей жизнью, магазинчиками, но самое странное — это когда встречаешь там автомобиль, вот уж чего не ждешь никак! Саграда окружена со всех сторон современными домами и смотрится странно среди них, и конечно много туристов — просто тесно!

2


Провели в Платжа-де-Аро.

Между Платжа-де-Аро и следующим населенным пунктом Еl-Mas-Via вдоль берега прямо среди скал и бухточек проложена очень красивая тропа. Местами она уже разрушена, но многие по ней ходят, прошли и мы. Очень красиво, скалы, прозрачное море, песчаные бухты, сосны — просто сказочно!

4


4


Неудачная попытка съездить во французский Каркасон.

Из рассказов очень красивый город и достаточно недалеко, но — несудьба! Оказалось, что по субботам довольно напряженное движение на здешних дорогах: испанцы, французы едут на море, где проводят уикенд. Во Францию мы все же попали, но когда пересекли Пиренеи, было уже 14:30 час., а до Каркасона еще 1,5 — 2 часа. Было решено возвращаться.

Это день Каталонии и здесь — это праздник, еле пробрались к отелю на автомобиле, через перегороженные улицы.

Обедали под выступление местной группы. Прямо на пляже напротив ресторанчика была сооружена сцена, на которой музыканты исполняли патриотические песни под одобрительные аплодисменты каталонцев. Центральная улица перегорожена и там организованна торговля картинами и различной продукцией от меда и вина до оливок. Население городка увеличилось раз в пять.

Провели на пляже и в отеле, купались и загорали.

Поехали в Барселону, поскольку остался не осмотренным еще один важный пункт путешествия — Парк Гуэль.

Поехали по платной дороге АР-7. Надо сказать, что я сделал такой вывод по первому опыту использования платных и бесплатных дорог:

— платные дороги существенно ускоряют передвижение примерно на 1/3, а то и больше;

— стоит такое передвижение, в нашем случае, не дорого — 4 евро;

— бесплатные дороги более красивы, проходят по городкам, но скорость везде ограничена и знаками, и потоком транспорта;

— в дальнейшем думаю, что надо закладывать расходы на проезд по платным автодорогам в бюджет путешествия.

И так, за 1 час 15 минут мы добрались до Парка Гуэль. Машину опять удалось припарковать на небольшой улочке, неподалеку от правого входа.

Сам парк небольшой, все расположено на склоне холма, самих строений: два красивых домика у входа, лестница с дракончиком, терраса, Крестовая горка, дом Триста, дом Гуэля, и дом музей Гауди, еще несколько акведуков. Все строения очень необычны и красивы. На осмотр и покупку сувениров ушло 1-1/5 часа. С Крестовой горки открывается великолепный вид на всю Барселону.

Мне кажется, один из самых быстрых путей добраться в Монцерат — это как раз на фуникулере. А/м можно оставить бесплатно, рядом на стоянке. Стоимость подъема я, к сожалению, не запомнил. Мы так обрадовались самой возможности попасть к монастырю, что не обратили внимание на цену за билет. Помню, дал 50 евро, получил сдачу больше 20 евро и билеты туда и обратно. Подъем занимает около 3-х минут, высота очень серьезная. До этого пользовался подобным средством передвижения в Кисловодске, разница колоссальная.

Сам монастырь производит сильное впечатление схожее с тем, что испытываешь, осматривая монастыри в греческих Метеорах. Но с той разницей, что в Греции — это одно-трехэтажные строения, а здесь «небоскреб». Большой величественный и необыкновенно красивый внутри. Остался какой-то мутный осадок от посещения, что испанские монахи превратили посещение своей святыни в шоу-программу. Поразила очередь к «Смуглянке», наличие кафе, сувенирных магазинов, наличие рынка… Как-то не вяжется это все, в моем представлении «заскорузлого атеиста», со святыми местами!

Тем не менее, мы провели там 1/5 часа, выпили кофе, купили сувениров и прогулялись немного по дорогам в горах. Надо сказать, в трудолюбии монахам не откажешь, здесь в горах много дорожек и тропинок, проложенных ими, специально отделанных, с большим количеством статуй вдоль них. В горах имеются и другие строения, скиты и т. п., так что тем, кто хочет и любит погулять по таким местам нужно ехать на целый день и неизвестно, обойдете ли все.

Спускались также на фуникулере, автомобиль дожидался нас внизу на стоянке, рядом с нижней станцией (работает до 19.00 час) и уже через 1,5 часа мы были в Платжа-де-Аро (проезд по дороге 4 евро). Так закончился, наверное, самый насыщенный день нашего путешествия.

1


Загорали и капались, весь день провели рядом с отелем, покупая подарки и сувениры в различных магазинчиках. 14 сентября ближе к обеду в море появились медузы. Довольно крупные, коричнево-оранжевые, около 20 см в диаметре. Люди перестали купаться и почти не заходили в воду, смотрели с берега. И тут приплывает судно «тральщик» с сетями на носу и начинает, как дворник, обрабатывать территорию вдоль всего пляжа. Видимо средство весьма эффективное, больше медуз не было.

После завтрака выселились из отеля, заплатив за 10 ночей и вино (набежало 80 евро) почему-то -701 евро. Собственно, не поняли мы почему так, по нашим подсчетам набежало 780 за отель + 80 за вино, итого 860. Конечно, это приятно, в общем, утро началось хорошо.

До Барселоны добрались чуть больше чем за час. Проехав ее удачно, попали на дорогу С-31, ведущую в аэропорт, и сразу нашли салон SIXT. Машину сдал на удивление быстро, подошел менеджер спросил — есть проблемы? Я ответил — нет. Он взял ключи и проводил нас в автобус, который за 5 минут привез нас в аэропорт.

Пляж.

Очень крупный песок, фракции размером с пшено и гречку. Из развлечений только плот, стоящий в 50 м от берега. Народу не очень много, вполне терпимо.

Отель.

Хороший отель, внимательный персонал. В номерах нет холодильника и всего 3 канала ТВ (есть Евроспорт). Интернет только в баре: 1 евро — 20 мин. Довольно однообразно меню на завтрак, но очень хороший ужин.

Вот такой получился отдых, мы очень довольны: и покупались, и позагорали, и посмотрели всякую «старь», привезли с собой много фотографий.

Мы подготовили для вас необычный автомобильный маршрут, пролегающий через вулканическую область Гарроча. Вас ждут очаровательные небольшие средневековые города с подвесными мостами, крепостными стенами и узкими улочками, потухшие вулканы и застывшие потоки лавы. Кроме того, в каждом из городков можно продегустировать местные ликёры, вина и сыры. Так что путешествие у вас получится ещё и гастрономическим!

Расстояние - 181 км . Все дороги на вашем пути бесплатные, если вы будете следовать нашему маршруту.
Время в пути - 3 часа без остановок в один конец. С полноценными остановками в каждом из городов - 8 часов.

1. Вик (Vic)

Первым старинным городом на вашем пути станет Вик, расположенный в 70 км от Барселоны. Почти три недели здесь провел знаменитый Гауди, успев, однако, даже за это короткое время оставить свой след в городском облике. В городе нужно сделать следующее:

1. Впечатлиться огромной центральной площадью (Plaça Major). Её особенностью является сочетание разнообразных архитектурных стилей, относящихся к разным эпохам. Площадь считается главной достопримечательностью города.
2. Закупиться на рынке вкуснейшей каталонской колбасой (Вик славится изделиями из свинины) и перепробовать все местные сыры. Рынок проходит по вторникам и четвергам на вышеупомянутой площади.
3. Дойти до симпатичного кафедрального собора. Адрес: Plaza de la Catedral.
4. Полюбоваться отлично сохранившимся римским храмом. Адрес: Carrer del Pare Xifré, 2.

2. Риполь (Ripoll)

В 40 км к северу находится наша следующая остановка - небольшой провинциальный городок Риполь. Он расположен в очень живописном месте - у слияния двух рек в окружении гор. Интересно, что в Средневековье город был металлургическим центром, что объясняется наличием поблизости залежей угля и железной руды.

Вам хватит и 40 минут, чтобы обойти весь Риполь. Главной его достопримечательностью является бенедиктинский монастырь Санта-Мария (Santa Maria de Ripoll), построенный в романском стиле в 879 г. Именно вокруг него и возник сам город. Очень советуем зайти на территорию монастыря и погулять по крытым галереям и ухоженному саду.
Также внимания заслуживает готическая церковь Сан-Пере (Sant Pere de Ripoll), построенная в XII веке.

3. Сан-Хуан-де-ле-Абадесс (Sant Joan de les Abadesses)

Следующая обязательная остановка находится буквально в 11 км к северу (около 15 мин в пути). Городок Сан-Хуан-де-ле-Абадесс совсем крошечный (на его осмотр понадобится немного времени), но очень колоритный. В нем надо сделать как минимум две вещи:

1. Посетить монастырь Сан-Хуан-де-ле-Абадесс, основанный в IX веке. Адрес: Placa de l’Abadia, S/N.
2. Перейти реку по очень красивому старому мосту.

4. Олот (Olot)

В 24 км находится следующий город на вашем пути - Олот, являющийся центром вулканической области Гарроча. Рядом с ним расположено несколько вулканов, за что его часто называют «городом вулканов».

Олот пострадал от землетрясения в XV веке, поэтому старинных зданий здесь не так уж и много. Главные достопримечательности здесь - природные. Помимо прогулки по центру, в городе можно прогуляться до вулкана Монтсакопа (Volcán del Montsacopa). При желании можно вскарабкаться около вверх по склону вулкана и заглянуть в кратер.

5. Кастельфольит-де-ла-Рока (Castellfollit de la Roca)

Всего в 9 км от Олота находится маленький городок Кастельфольит-де-ла-Рока. Примечателен он тем, что расположен на самой вершине отвесной скалы, образованной потоками лавы.

Фактически, в городе всего одна улица, а дома находятся вплотную друг к другу. Обратите внимание, что практически все они сложены из вулканических пород. На самом краю скалы расположена смотровая площадка. Обязательно поднимитесь сюда - вам откроются захватывающие дух виды!

6. Бесалу (Besalú)

Завершающей точкой вашего путешествия станет уютный город Бесалу, представляющий собой памятник средневековой архитектуры. До него вам надо будет проехать всего 15 км.
Чтобы оказаться в историческом центре города, вам нужно будет перейти реку по старинному мосту.

1. Погуляйте по узким улочкам и отыщите на одной из них необычную скульптуру стула на длинных ножках. Попытайтесь взобраться на него!
2. Обратите внимание на особенность Бесалу - к стенам некоторых домов здесь приделаны стулья. Что, конечно, объясняется местными поверьями (о которых вам с удовольствием расскажут дружелюбные продавцы магазинчиков).

Пробыв 4 дня в Салоу, из которых 3 в основном ушли на парк развлечений Порт Авентура , мы двинулись обратно в Барселону. Там мы собирались взять в прокат автомобиль и самостоятельно изучить часть Каталонии.

В качестве транспорта для переезда в Барселону снова был выбран автобус Bus Plana. Именно на нем мы прибыли в Салоу после прилета в Барселону, об этом я пишу в отзыве о Салоу .

Остановка автобуса находится на площади Placa Europa, в пяти минутах ходьбы от апартаментов, где мы жили – Les Dalies Apartamentos . Офис компании Bus Plana с русскоязычным менеджером находится на той же площади. Можно заранее к ним зайти и задать все вопросы по поводу расписания, точного места остановки и т.д.

Europcar в аэропорту Барселоны

Выехав из Салоу на автобусе 11 июня буквально с рассветом, в районе 8.30 утра мы были в аэропорту Барселоны, где нам нужно было найти офис проката автомобилей компании Europcar. Там я еще в России по интернету забронировал автомобиль.

Кстати, как я уже писал ранее, офис Europcar есть и в Салоу, но выбор машин там довольно ограничен. С учетом того, что возвращать машину по плану нам нужно было в любом случае в Барселоне, цена аренды в Салоу оказывалась значительно выше. Поэтому и было решено добираться до Барселоны и брать машину там.

Пунктов проката автомобилей Europcar в столице Каталонии множество, но с точки зрения логистики, простоты выезда из города, большего выбора машины и режима работы пункт проката в аэропорту выглядел гораздо более привлекательней чем в других местах.

Офис Europcar в аэропорту найти довольно легко. Я его заприметил, еще когда мы прилетели в Барселону.

Оформление происходит в офисе в аэропорту, после чего идешь с ключами и документами на стоянку забирать машину. Стоянка находится в помещении, а не на улице.

Мы забрали автомобиль без участия сотрудников Europcar. Чтобы найти машину на стоянке, пришлось минут 15 поплутать – парк машин у всей совокупности прокатных компаний в аэропорту Барселоны довольно большой.

Скажу сразу, что это был мой первый опыт проката автомобиля. Поэтому подготовка к этому «событию» была довольно серьезной.

Международные водительские права

Изначально встал вопрос по водительским правам. На форумах много пишут о том, что сотрудники прокатных и страховых компаний, а также полиция в Европе не признают обычные российские права, и лучше специально оформить международный документ, что я и сделал. Сама процедура получения прав не особо затратная с точки зрения времени и денег.

Пригодились ли мне международные права в Испании по факту?

Сотруднице Europcar в аэропорту Барселоны на их наличие у меня было совершенно наплевать. Многие пишут, что тут работает человеческий фактор: может попасться менеджер, который не согласится оформить машину без наличия международных прав. Изначально при оформлении я показал свои обычные права, и лишь в конце процедуры, уже получив ключи, специально задал представительнице Europcar вопрос — пригодятся ли мне международные права. Получил ответ, что в случае взаимодействия с полицией или страховыми компаниями они могут потребоваться, а может и нет. Видимо и в этом случае будет зависеть от человеческого фактора.

Многие мои друзья брали в Европе автомобили в прокат, не имея международных прав, и все у них проходило благополучно… Но мне кажется, что все-таки лучше перестраховаться.


Выбор прокатной компании

Прокатных компаний тьма: есть крупные конторы, работающие по всей Европе (те же Europcar, Hertz), а есть и мелкие компании с ценами несколько ниже, но со своими нюансами. Т.к. это был мой первый раз, я предпочел более надежный вариант в лице Europcar. Сначала собирался забронировать машину непосредственно у них на сайте (и почти сделал это), но в последний момент натолкнулся на рекламу промо предложения Europcar, которое действовало на официальном сайте Аэрофлота. По нему цена получилась действительно ниже, чем я и воспользовался.

Хочу заметить, что недавно (февраль 2016) я снова решил проверить, есть ли спецпредложение Europcar через Аэрофлот (интересовал прокат в Италии). Его не было, а сами цены Europcar меня неприятно удивили.

В поисках подходящей прокатной автокомпании набрел на поисковик Renatlcars (это проект популярного сервиса Booking.com), и через него смог найти более менее адекватный по цене вариант (от небольшой местной прокатной фирмы). Так что, чтобы увидеть большую часть предложений на рынке, а не только от пары известных вам компаний, рекомендую воспользоваться этим сайтом.

Выбор машины

А в тот раз в Europcar был выбран автомобиль Fiat Linea с кондиционером, ручной коробкой передач и возможностью неограниченного пробега. Для большей уверенности на дороге я бы конечно предпочел автомат (дома езжу на нем). Однако стоимость проката автомобилей с автоматической коробкой в Европе значительно выше машин с «ручкой». Так что из соображений экономии пришлось выбрать ручную коробку.

В итоге: один водитель, допущенный к управлению, Theft Waiver (страховка от угона, франшиза 834 евро), Collision Damage Waiver (CDW, аналог нашего КАСКО, франшиза 834 евро). Сумма франшизы подразумевает, что ущерб СВЫШЕ указанной суммы оплачивает страховая компания, т.е. вы в случае чего рискуете на сумму не выше суммы франшизы. Я думал, что сумма франшизы в полном объеме будет заблокирована на моей карте. Специально зарезервировал там соответствующий остаток. Однако реально блок составил что-то в районе 250 евро. Их разблокировали недели через две после того, как мы вернули машину – это обычная практика.

Машину мы арендовалали на срок с утра 11 июня до вечера 15 июня, т.е. примерно 4,5 суток. Стоимость проката составила 156 евро.

Общепринятая практика — если у компании не окажется в наличии выбранной вами машины, они имеют право заменить ее на другую, с повышением класса и сохранением цены. Так у нас и произошло. Мы получили вместо забронированного Фиата автомобиль Seat Altea.

Машина была по внешнему виду довольно свежей, пробег в районе 20 000 км. Места в салоне для четверых более чем достаточно. Думаю, что комплектация машины была близка к максимальной. Seat Altea понравился всем членам нашей семьи. Я был рад, что произошла такая замена.

Расходы на топливо

Машина предоставляется с полным баком и должна быть возвращена с полным баком. Соответственно, к указанным 156 евро прибавились расходы на топливо. Нам, к счастью попался автомобиль с дизелем. Заправились в самом конце поездки, и то неполный бак. Сейчас по памяти я боюсь ошибиться, но вроде бы затраты на солярку были в районе 60-70 евро.

Я волновался на предмет того, чтобы финальная заправка состоялась как можно ближе к аэропорту, чтобы не успеть с ее момента сжечь настолько много топлива, что это будет расценено, как неполный бак. АЗС попалась на шоссе, ведущем в аэропорт, минут за 15 езды до него. Претензий на недостаточно полный бак при приемке не возникло.

Процедура заправки полного бака такая: оставляете у оператора в залог купюры на сумму, заведомо покрывающую заправку (я вроде бы 100 евро оставлял) и идете заправляться. Потом приходите снова и расплачиваетесь по факту, можно картой, получив свой залог обратно.

Еще одним прогнозировавшимся расходом при прокате машины была оплата проезда по платным дорогам. Я задавал в навигаторе опцию прокладывания маршрута с минимизацией платных шоссе, но предвидел, что полностью миновать их не удастся. Однако ошибся – мы так и не попали ни на одно из них.

Сдача автомобиля

И еще по поводу процедуры сдачи автомобиля: производилась она без посещения офиса компании. Был специальный человек на стоянке, который произвел осмотр и забрал у меня ключи. Перед сдачей я довольно сильно волновался. Причины волнения:

  • Я слышал, что машина при сдаче должна быть чистая, но мы ее не мыли. Т.к. езда была не только по шоссе, состояние автомобиля было далеко не идеальным. Ну и двое детей в салоне чистоты интерьеру не прибавляли. Хотя и откровенно грязной я бы машину не назвал. В итоге приемщика это нисколько не смутило, претензий никаких не было.
  • Во-вторых, как ни старался я тщательно осмотреть машину, когда ее забирал, не смог обнаружить на стоянке несколько довольно заметных на дневном свету царапин кузова, а также то, что щетка заднего дворника была отломана от рычага и просто примотана к нему черной изолентой. Были страхи, что все это могут повесить на меня. Опять же, зря – приемка прошла за 2 минуты, и никто ничего мне не предъявил.

Маршрут, расстояние

Изначально маршрут поездки я строил дома с помощью сервиса http://www.viamichelin.com/ . Сервис англоязычный, в сети существуют и другие аналоги, но мне было недосуг перебирать множество вариантов, чтобы найти оптимальный. Я остановился на первом же из тех, что рекомендовали люди в форумах. Не могу сказать, чтобы я остался им страшно доволен, может есть варианты и лучше. А может мне надо было потратить больше времени на изучение его возможностей.

В результате я составил следующий почти пятидневный маршрут:

  • День 1: аэропорт El Prat (Барселона) – остановка для длительной экскурсии в природном парке Sant Miquel del Fai – город Берга . Итого 147 км, из которых 71 км – по автомагистралям. Ночуем в Берге. На скриншоте карта маршрута первого дня:


– аэропорт Барселоны . Итого 127 км, из которых 29 км – по автомагистралям. Сдаем машину.

Как видно, общее расстояние путешествия составило 450 км. Казалось бы, совсем немного, тем более за 5 дней. Но надо учесть, что из этой дистанции лишь 100 км было пройдено по автомагистралям, а остальное – по проселочным дорогам, частично – по крайне необычному для меня узкому горному серпантину. В таких местах иногда скорость падала до 30 км/час.

Для справки: высота над уровнем моря самой высокой точки нашего пути (и в то же время самой северной) – деревни Castellar de n’Hug, составляет 1 400 метров; высота Барселоны – около ноля.

Опять же, задачи преодолеть максимальное расстояние у нас не было. Был график, и мы его придерживались. Основную часть времени уделяли экскурсиям, а не езде на машине. Реальное следование графику показало, что составлен он был оптимально, позволяя не спешить и насладиться местами, которые мы посетили.

Навигация

Для навигации на месте я пользовался установленной на смартфон программой iGO. Остался ей доволен. Карты Навител для Испании, хоть они и существуют, показались мне недостаточно детализированными.

На всякий случай в качестве резерва устанавливал на Андроид еще и навигатор Tom Tom, который достаточно часто рекомендуют для поездок по Западной Европе, но прибегать к его помощи необходимости не возникло.

Лететь на Коста-Брава в первой половине мая решили (две сестры, Ольга и Татьяна) спонтанно, хотя намерение побывать в Испании «вообще» к тому времени было уже неоспоримым. Более всего влекла возможность знакомства с Барселоной как своеобразной, легендарной столицей модернизма и культурой Каталонии. Оформив путевки через «Натали-тур» (Fortuna, 3*, Мальград де Мар, майские праздники), погрузились в Интернет и различные путеводители. Городок был выбран вполне осознанно по причине своего серединного местоположения, позволявшего и Барселоной насладиться (час с четвертью на комфортабельной электричке), и по остальной Каталонии пройтись, заглядывая даже в махонькие деревушки и отыскивая (как потом оказалось) не указанные в справочниках, но настолько насыщенные местным колоритом места и местечки, здания и мосты, что к концу поездки стало ясно:
самостоятельность как принципиальное условие дает настолько неоспоримые преимущества в познаниях и ощущениях, насколько, допустим, терпкий, пахучий сыр cabrales отличен от полусинтетических сырков со шведского стола типичного 3*звездочного каталанского отеля.
Из сайтов можно порекомендовать «100 дорог», «Spain.ru», - подробно и аккуратно расписанные маршруты, отели, телефоны и пр. Кроме профессиональной информации, скачали и изучили рассказы отдохнувших. Итогом явилась свобода от услуг гидов с их экскурсионным, зачастую весьма банальным и усредненным багажом, в коей – свободе то бишь - нам ни разу не пришлось разочароваться. На месте столкнулись с высокими ценами на аренду машин. Располагай мы кредиткой, забронировали бы через Интернет. Все-таки взяли Оpel corsa и лишь позже, поговорив с агентом «Оlimpia», обаятельным чехом Романом, узнали, что через сайты таких местных агенств можно заказывать машины без кредитки, просто указывая свои координаты (когда, куда, через какую турфирму). Цены при этом существенно ниже, нежели предлагаемые на месте. Среди последних, например:
Класс А
3дня - 104 евро
7 дней – более 210 евро (без учета стоимости бензина, разумеется. Цена 1 литра – не менее 0,8евро).
А через Интернет эта картинка весьма кокетливо преображалась: за день выходило евро 20, за неделю – не более 140.
Адрес сайта местного агентства «Olimpia»: http://www.olimpiarent.com.
Кстати, дороги неплохие, даже очень местного значения. Хотите увидеть Каталонию – пользуйтесь бесплатными. На них ограничения скорости до 80 –100 км., на деле же выходило 120-140, причем мы были отнюдь не лидерами, просто подстраивались под большинство. На платных автобанах окрестностями не полюбуешься. С указателями пришлось поначалу помучиться, но привыкаешь быстро. Чуть зазеваешься – и уже вляпался, в другую кривую. Кроме того, приходилось часто спрашивать,- как, допустим, выбраться из Канетт де Мар при условии, что почти все улочки с односторонним движением. Обращаешься к ним по-испански, по-английски, в ответ же слышишь почти исключительно речь каталанскую. В итоге частенько разговор происходил на пальцах.
Парковка – отдельная тема. Разумеется, есть подземные, платные. Но когда часто выходишь из машины, этот вариант отпадает. Для туристического люда подходят лишь с синими полосками (платные), белыми (бесплатные) либо без опознавательных знаков вообще, а это уже, собственно, и не парковка.
Желтая разметка запрещает оставлять машину, за нарушение могут оштрафовать евро эдак на 75. Хотя мы легкомысленно и безнаказанно игнорировали порой запрещающие знаки, лучше, наверное, не рисковать. Более или менее крупные города лучше объезжать (если, разумеется, это не ваш пункт назначения), так как на входе и выходе образуются, как правило, чудовищные пробки. А в Барселоне, как говорят люди знающие, на своем авто надо ездить разве что мазохистам.
В Фигейрасе, например, вас спасет стоянка у ж/д станции или неподалеку, у супермаркета. Имейте лишь в виду, что, если магазин закрывается даже на обед (этот работает без перерыва, что, однако, не исключает разных внезапных обстоятельств), ваша машина будет отбуксирована. А музей Дали стоит посетить хотя бы ради великолепных рисунков,- столько озорного темперамента и юмора в его чудиках-гномах, глубокого национального колорита и грубоватой жажды жизни, и при том при всем ни одного рисунка в книжках или на открытках, которые можно купить! Страшно были этим огорчены. А еще запомнились рождественские открытки Дали – светлые, мягкие, порой изысканные. Всего в музее 22 зала, и нескольких часов может хватить. Очень хорош также музей каталанского искусства, билеты в который в нагрузку получите в музее Дали. Встретили небольшой дворик с песочно-земляным покрытием в густой тени. Дети исследуют мир, мамаши толкуют о наболевшем, туристы (мы, то есть) зрим красоту обыденного. Все-таки пышная и низкая крона у деревьев сразу придает очарование даже совсем невыразительным фрагментам города, которые воспринимаешь уже по-иному.
На пути из Олота в Бесалу были поражены видом рукодельного дома-храма, весьма искусно сплетенного из толстых веток, видимо, местными хиппи. Будто макет для фильма. Внутри – ходы, этажи.
Рядышком – свой сад камней. Такое диво дивное пропустить уж точно не могли. Машину бросили на обочине и пошли щелкать затвором. Минут через пять услышали хлопок закрывающейся дверцы и душевного покоя ради не спеша последовали обратно. Оказалось, вовремя последовали, потому что девица на стреме издала резкий звук, и через секунды машина оставила нам лишь смутные в пыли очертания. Наш новенький Opel пытались зверски вскрыть. В итоге лишь сломали замок. Урок: расслабляться нежелательно, оставлять что-либо в салоне недопустимо, а доброжелательность и открытость требуют сочетания с осторожностью и вниманием, как минимум.
В Монтсеррат можно смело ехать на машине до конца, благо серпантин совсем не крут и уж никак не сравним с захватывающими дух спиралями где-нибудь на о-ве Корфу, где и колышков-то зачастую по краю дороги нет, а край дороги – начало обрыва. Днем до начала сиесты место даже на платной стоянке (3 евро за 1 час) найти сложно, и многие, помыкавшись, паркуются за пределами ее, на обочинах, что, как нам показалось (мы тоже были из таких), довольно безопасно. И не стоит изнывать в очереди к Мадонне,- после хора мальчиков (по воскресеньям - в 12:00) народ растекается, очередь постепенно сохнет, и вы насладитесь ее видом совершенно беспрепятственно, без спешки и толкотни. Каменные пальчики, утопающие в зелени, - пейзаж напоминает знаменитые Метеоры в северной Греции, усеянные монастырями. Но там нет такого насквозь коммерческого духа, вольно витающего здесь. Забыть о нем можно, попытавшись пройти вверх по Крестному пути или затерявшись в укромных уголках, если отыщете таковые.
Возвращаясь, заехали в Марторель ради т.н.Чертова моста (вероятно, века 14-го), который вместе с двумя гораздо более поздними мостами образует весьма любопытную триаду. А еще там есть площадь Вина с забавной композицией из бочек, и люди – смешливые и отзывчивые. Когда Оля зашла в местное кафе с просьбой указать дорогу, причастными оказались почти все, начали спорить друг с другом, чуть было не забыв про туриста. Кстати, это весьма часто встречается в Каталонии, особенно среди «простого» народа. Видя, что вы – иностранец и не владеете местным языком, они все равно забросают вас кучей слов, совершенно бесполезных в данном случае, и лишь изредка мы встречали тех, кто скупо и четко показывал и разъяснял направление так, чтобы было понятно прежде всего спрашивающему.
Кусочек побережья от уединенного Тамариу до вечно бодрствующего Лоретт де Мар подарит вам виды, опять же серпантин и изумительный, целебный воздух с густым ароматом сосны, таким плотным – будто режь. Скалы обрываются в море густого зелено-бирюзового цвета. У дороги нередки смотровые площадки, и вообще этот серпантин показался удивительно комфортным.
Не игнорируйте городки, в которых, по словам гидов, и нет-то ничего. Занимательные детали и наблюдения подстерегают повсюду, и лишь впоследствии вы их оцените как незабываемое.
Такие местечки как Айгуаблава, Льяфранк, крохотная деревушка Са Риера, Тамариу, Калелья де ла Палафружель, Тосса де Мар и др. живописны и могут очаровать любителей романтического отдыха. Озеро Banyolis (уникальный для Испании пейзаж, напоминающий вполне русские очертания) с одноименным городком, заповедник Montseny, горные средневековые деревни с крепостями и извилистыми улочками, наконец, Кадакес, Порт Боу, Розес, Кастельо де Эмпурьес; города Вик, Олот (можно прогуляться к потухшим вулканам Гароччи с их кратерами, которые опознать как таковые уже затруднительно,- все заросло), Пучсерда… Монастыри Санта-Мария-де-Поблет, Сан-Пере-де-Родес…
Курорт Эмпуриабрава («испанская Венеция»), выстроенный в 70-х для владельцев яхт фешенебельными белыми коттеджами, весь изрезанный круговыми и прямыми каналами, ныне обретает черты все более демократические в виде множества вырастающих многоэтажек – будущих отелей для безъяхтенных приезжих…
Неподалеку - Кастелла-д Эмпуриас, собор ХIII века. Многофигурный, изощренной работы алтарь, замечательно сохранившаяся купель для крещения, капелла ХI века, почему-то оставшаяся среди подруг из века ХIII, очень немудреная на их фоне, с плоским верхним перекрытием в отличие от куполообразного в более поздних образцах. Посмотреть в глубине капеллы на рельеф либо статую, либо репродукцию (!) картины на дереве стоит 1 евро – за подсветку.
Риполь: бенедиктинский монастырь Санта-Мария и церковь Сан-Пере (ХII век) оставили впечатление нетронутости. Внутри сыро, гулко, темно. Через радиодатчики звучит приглушенный хор. Отделки никакой.
Тяжесть веков ощущается почти буквально. Впали даже в некое состояние завороженности, тем более что вокруг – никого. Интересный портал (около 1200г.) под прозрачным экраном, уютный внутренний дворик. Сан-Жоан-де-лас-Абадесас примечателен монастырем ХII века и церквушкой, а также мостом (Pont Vell) ХII века, и вообще очень симпатичен.
В Олоте прошлись путями модернизма (Монтанер, Аземар, Палузие) и заметили, что центральную улицу обрамляют деревья с зеленой и красной листвой, поочередно.
Бесалу. Старый город. Разбитые дороги. Ветхие дома. Крохотный исторический центр. Множество разных casa. Монастырь Сан-Пере и церковь Сант-Висенс (977г.). Прекрасный фортификационный ассиметричный мост ХI века, который служил платным въездом в город.
Едешь по Каталонии словно по картине Клода Моне – всюду красные маки по зеленому полю. И запах навоза, и такие живописные палевые композиции «из жизни коровьего стада», что лучше любой придуманной.
Несколько раз ходили за советом к девицам из «Натали-тур», благо ее офис располагался рядышком,- и, как всякий раз оказывалось позже, при столкновении с реалиями, напрасно мы это делали. Основная претензия- низкая информативность в вопросах, даже чуть выходящих за рамки стандартных услуг. Но, очень хочется думать, ко времени вашего приезда ситуация несколько улучшится,- все же мы были одними из первых в этом сезоне.
В любом, даже крохотном городишке есть своя информационная служба. Проспекты, карты, буклеты, анонсы – в большинстве своем бесплатны, хорошо изданы и противопоказаны разве что безнадежным. Если владеете хотя бы английским, проблем при общении с милыми девушками из «информасио» не будет. Бисбаль «показан» любителям керамики. Столица гончарного ремесла Каталонии. Лавчонки и «крупняк» – через каждые метров пятьдесят, наверное.
А вот Жирона привлекательна в равной степени как своей исторической частью с еврейским кварталом и архитектурой в романском и готическом стилях, так и более поздними районами с их холодноватой цивилизованностью. Тенистые, узорные, мощеные булыжником улицы, красивая Rambla. Не пропустите Музей кино. В приватной беседе с симпатичным его сотрудником (весь день дождило, посему всех посетителей в тот час было – я да любознательный малыш с папой) выяснилось, что музеев такого уровня в Европе всего три: здесь, в Германии и во Франции, и это утверждение ну совсем не выглядело преувеличением.
В день нашей Жироны открылся фестиваль флористики. Каталонцев – уйма. Большинство среди них – дамы за 40, энергичные, живые, любопытные и любезные. (Реплика в сторону. Внутренний туризм в Испании развит чрезвычайно. Группки что-то оживленно обсуждающих местных туристов – повсюду. Многим под 60-80 лет, но какая бодрость духа в глазах и живость в членах!) Площадками для экспозиций служил сам город. Композиции из цветов были на лестницах, в закутках еврейского квартала, в соборах и часовнях, парили на десятках нитей в пространствах внутренних двориков… Излишне, думаю, упоминать об изобретательности и тонком вкусе многих из художников. Это было таким нечаянным подарком. А еще подержите за задик, загадав желание, маленькую смешную львицу в Старом городе, прогуляйтесь по крепостной стене…Одна наша соотечественница призналась, что это тот город, в котором ей хотелось бы жить на закате жизни и умереть там же.
В небольших городах жизнь течет весьма умеренным темпом. Даже молодежь ходит словно при замедленной съемке. В Бланесе, например, спросили у юноши лет 16-ти, сколько времени займет пеший путь до нужной нам церквушки на вершине холма. «Минут двадцать минимум»,-услышали в ответ и через 10 минут неспешного шага были уже у цели.
И еще неоднократно сталкивались с тем, что местное население наслышано лишь о «голубых фишках» в арсенале каталанских достижений. Ради эксперимента пробовали искать один образчик модернизма в городке Палафругель опросным способом (времени уже не оставалось на «информасио»),- тщетно.
Первое впечатление от Испании, когда ехали автобусом из аэропорта Барселоны в Мальград де Мар, было попросту убийственным. Пригороды каталанской столицы выглядели жутким нагромождением штампованных красно-коричневых многоэтажек и коттеджей. Дома наезжают друг на друга, трубы, трубы, промышленность дымит, камень давит, зелень зачахла. Ощущение безысходного, зажатого в кулачок существования. Рабочие кварталы, что ж вы хотите. В Каталонии, кстати немалый процент арендных рабочих по причине более высоких зарплат в этой автономной области по сравнению с другой Испанией (хотя средняя з/п чуть более 700 евро). Надо же им где-то жить.
Наш городок оказался тихой гаванью, не без любопытностей, конечно, но заставить нас задержаться в нем могло лишь исключительное ненастье, в каковое мы и вписались (трехдневный шторм придал некоторым пляжам Коста-Брава статус не восстанавливаемых).
Местные старички, прогуливаясь, проходят близко-близко. Частая принадлежность дам в возрасте – забавные собачонки, девиц еще без возраста – крепко сбитые тела и командирские интонации, нежных молодых людей – мечтательность и, как нам показалось, полная подчиненность своим половинам. В Барселоне избрали исключительно пешеходный способ ознакомления. Конечно, к концу дня изрядно уставали, но такой подход позволил город не просто увидеть, но и, как нам показалось, все-таки почувствовать: его аромат, контрасты между былым величием готики, изяществом кружевного модернизма и весьма усредненным архитектурным настоящим, между пронзительным достоинством во взгляде пожилого господина (я всматриваюсь в это выразительное лицо напротив в вечерней забитой электричке и прямо-таки осязаю его связь с далекими грандами, строго и печально всматривающимися в нас с полотен великих испанцев) - и прохиндейской суетностью уличной молодежи, между ухоженностью Старого города (Barri Gotic, La Ribera), районов Eixample и Motjuic - и невыразительной неряшливостью отдаленных жилых кварталов, где нужно внимательно смотреть под ноги…
Мы игнорировали даже маршрут «bus-touristics», рассудив, что за один-два дня можно лишь посшибать верхушки. Сами наметили маршруты модернизма (в «информасио» за 0,3 евро за маршрут вам все подробно распишут) и готики и, обложившись ворохом разноцветных проспектов, каждый вечер планировали следующий марафон. Кстати, небольшой журнальчик «See Barcelona» (а у нас был №24 Spring 2002) вам окажется весьма полезен. Его сайт в Интернете – www.seebarcelona.com.
В Барселоне удивительно богатая и насыщенная музейная жизнь. Посетили изрядное количество постоянных и временных экспозиций, и подавляющее большинство было не просто грамотно и удобно для зрителя оборудовано и освещено, но и содержало массу дополнительной информации в виде толстенных каталогов на столах, компьютерных образовательных программ, экскурсионного гида «в ушках», видеофильмов, музыкального фона и пр. И за всем этим великолепием ощущалась постоянная, кропотливая и любовная работа. Право же, эта музейная часть поездки впечатлила едва ли не больше знаменитых «поющих» фонтанов и роскоши модернистских “casa”.
К тому же 2002 год объявлен годом Гауди в честь его 150-летия со дня рождения, и о стиле модерн, и о самом архитекторе можно при желании узнать, кажется, все. Очень неплоха экспозиция в La Pedrera, знакомящая со многими объектами Гауди. В пределах Sagrada Familia - реставрация и строительство с нулевой перспективой окончания, обширный музей, посвященный собору и его истории (правда, крипта с гробом Гауди была закрыта). Сам собор весьма компактный, а на открытках кажется просто грандиозным.
Palay de la Musica Catalana (Domenech i Montaner), квартал Дисгармонии, включающий Casa Battlo (Gaudi), Casa Amatller (Puig i Cadafalch), Casa Lleo Morera (Domenech i Montaner); Casa Camalat(Pupurull, которого приняли за «чистого» Gaudi), Casa Thomas (D. i Montaner), San Serra, Casa Quadras, Palau Montaner, Casa Punxes (Puig i Cadafalch), Palau Casades, Palau Robert, Casa Mila(«La Pedrera» Gaudi), Casa Visens (Gaudi), Casa Calvet, парк La-Ciutadella со скромным буйством хиппующего люда (все – на газонах- спят, едят, галдят, вот и мы присоединились к блаженствующей братии), Palau de la Virreina (стиль рококо, ХVIII век)… ох, все разве перечислишь? В иные дома, большинство из которых в частном владении, удавалось заглянуть (кое-где проводятся экскурсии) и услышать, насколько трепетнее и изысканнее звучит стиль модерн в своем интерьерном исполнении. В силу невероятного разнообразия каталонского модернизма, вобравшего в себя множество цитат и оранжировок романского, готического, арабского, классицистического и иных направлений, пресытиться им, кажется, затруднительно.
Но и помимо модернистского и готического маршрутов (они объемны, разумеется, каждый выбирает, что под силу, но, на наше счастье, первым пунктиком программы оказался дворец Гуэль и именно он оставил по себе нежнейшие и прямо-таки сладостные воспоминания. И как там можно было жить? Сплошные камень и железо, мрамор и чугун. Потолки с повергающей в изумление резьбой насаживаются на глаз своими шпилями. Гуляющие сквозняки. В Весьма аскетичных интерьерах чувствуется высокая требовательность аристократического ума. Она – в формах, обрамляющих твое личное пространство, в формах, в которые отлит воздух. Его словно можно ощупать руками. Не покидало ощущение одухотворенности жизни в этих стенах, столь не приспособленных для уютного быта. Красноречивое сочетание одержимости творца и его же трезвого расчета. Холодная высота и неистовость воображения, столь облагораживающие тяжелые камень и металл.) нашлось немало занимательного, как-то: Морской музей, Caixa Forum (огромный выставочный комплекс. Мы совпали с экспозицией 11 художников-модернистов из собрания парижского Orangerie Museum. Вход свободный.); Guinovart - исп.художник нашего времени в La Pedrera (именно у его картин меня пронзила отчетливо-зримая мысль о том, что так называемый дух нации наиболее осязаем именно через произведения искусства. Впечатление сильного, жилистого, яростного духа, будто вросшего в землю – не выдрать! Смешно, наверное, но у его «Испанской семьи» меня будто затянуло в водоворот трагически-прекрасного надлома, безысходной и такой цепкой нежности кряжистого сердца…); Музей Пикассо с выставкой «Париж-Барселона. 1888-1937» (собрание Пикассо небольшое, ранних периодов, но есть чудные вещи из «голубого» и «розового»); Фонд А.Тапиеса, Музей современного искусства Барселоны, Фонд Ж.Миро… В каждом культурном центре есть свои экспозиции. Темы - от археологии до современной фотографии, и национальный состав выставляющихся, разумеется, испанцами далеко не исчерпывается.
Кстати, о модернизме. Не поленитесь зайти в знаменитое кафе «4 Gats» (4 кошки). Несмотря на свой звездный статус бабушки «серебряного века» и память о культовых фигурах модернизма, эта гастрономическая реликвия не слишком дорога, и при известном усилии вполне воображается атмосфера рубежа веков, тем более что стены густо увешаны картинами и фотографиями тех, кто эти картины рисовал.
А извне насыщенно-модернистским выглядит кафе «Muy buenas» недалеко от сдержанной Placa Real.
И рынок, центральный, Boqueria, недавно отреставрированный после 150-летнего служения городу. Финики размером в небольшой огурец. Безудержный хвалебный гимн разнообразию вкусовых пристрастий. Чисто, просторно. Уйти без малой хотя бы покупочки почти нереально.
Будучи знакомы (довольно поверхностно) лишь с архитектурой Гауди, к завершению поездки мы уже без особых раздумий различали творения Гауди, Монтанера, Кадафальча… Из второго, помимо дворцов, порекомендовали бы прогуляться по территории Hospital de la Santa Creu I Sant Pau.
Удивительно элегантный в пропорциях, в локонах вьющихся вдоль центральной пешеходной части фонарей - Passeig de Gracia, вытекающий на Placa de Catalunya и переходящий в свое, якобы, подобие – Rambla, на котором (бульваре, то есть) ни следа уже той геометрической уравновешенности и соразмерности, той строгости линий и пиршества растительных узоров на решетках зданий и фонарей, того неистовства в отделке бесчисленных casa и терпкого привкуса избыточности,- одним словом, бульвар есть бульвар, со слоняющимися толпами, работягами- живыми фигурами (попробуйте полдня повисеть вниз головой, изображая аквалангиста, и получить грошики под вечер. Мы так и не поняли, что движет этими «подвижниками».), изворотливыми субъектами сомнительного вида… Право же, чего-либо остро национального мы на этом бульваре не обнаружили,- подобные формы городской жизни весьма характерны для европейских городов. Зато наблюдали весьма забавные для зевак и мучительные для участников попытки длиннющего трейлера вписаться в узенькие воротца театрального гаража или склада на Рамбле. Эти односторонние улочки по обеим сторонам пешеходной части бульвара и громада трейлера настолько вопиюще не стыковались; он перегородил движение и напряженно пыхтя, пятился задом, угрожая соседним фонарям, а потом, ничего не добившись, делал следующий заход и вновь терпеливо геройствовал… Требовалось быть просто виртуозом своего дела; тех же, кто умудрялся-таки попасть своим неповоротливым пестиком в крохотную тычинку сразу, следовало бы награждать, ну хотя бы за яркую мужскую доминанту в водительском профессионализме.
В выходные дни на площади перед Католическим собором устраивается народное гуляние- под звуки духового оркестрика каталанцы (преимущественно немолодые) танцуют сардану, взявшись за руки, по кругу. Много сосредоточенных, отрешенных лиц. Немудреная и красивая мелодия. Здесь нам позволили прикоснуться к чему-то не проговоренному.
Некоторые полезные сведения:
- стоимость Интернета в курортных городках - 1 евро за 15 минут, в Барселоне – от 0,9 евро за 1 час.
- стоимость ж/д билета на 10 поездок от Мальграда де Мар до Барселоны – почти 20 евро. Электричка идет 1,15 ч., опаздывает обычно на 5-10 минут.
- На любой ж/д станции выдают расписания региональных и прибрежных поездов. Там же указана стоимость проезда.
- www.Espana.ru – качественный русскоязычный сайт.
- www. Publintur.es. – туристический справочник по Каталонии.
- www.barcelonaturisme.com. - на английском, французском, испанском языках.
- www.tmb.net. - подробнейшая информация о транспорте в Барселоне.
- В Барселоне офисы «информасио» расположены на площади Каталонии, на центральном вокзале, в Palau Robert. Может, где-то еще.
- Фрукты из сухого пайка желательно мыть.
- Собираясь в «раскрученные» музеи, кварталы, деревушки, имейте в виду, что массовый наплыв наблюдается, как правило, в утренние часы, до начала сиесты, за счет экскурсионных групп.
- даже в 3*звездочных отелях вполне возможно заменить не устраивающий вас номер.
Следует лишь подать заявку. Нашу выполнили уже на третий день.
Разумеется, многое осталось не отраженным. Но стимулом для написания было, прежде всего, желание сообщить нечто небесполезное для читателей.
С пожеланиями насыщенного пребывания и успешной охоты за впачатлениями в Каталонии
Ольга и Татьяна.

Советы