Дворцы рима. Самые красивые дворцы и виллы Рима: что стоит увидеть. Что за дама эта Мадама или почему дворец так называется

Федеральное агентство по образованию

«Белгородский Государственный Технологический университет им.В.Г. Шухова»

Кафедра архитектуры

Реферат на тему

«Дворцы Древнего Рима»

Выполнила: ст.гр. АД-31

Муравецкая Кристина

Проверила: Токарева Т.В.

Белгород

Введение.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм и масштабу строительства. И нам достаточно сложно поверить в то, что римская культура возникла и полного хаоса.

В те времена Рим олицетворял собой бесконечные войны, кровопролитие и варварством. Можно с уверенностью сказать, что Рим воевал с половиной мира. Государства, вошедшие в состав колоссальной Римской державы разбросаны от Британских островов до самого Египта. Многие из порабощенных стран и народов стояли более высокой ступеньке развития, чем собственно Рим.

Рим и не имел, и не знал ничего красивого, в нем не было ничего привлекательного, утонченного, радующего взор: переполненный варварским оружием и окровавленными доспехами, сорванными с убитых врагов, увенчанный памятниками побед и триумфов, он являл собой зрелище мрачное и грозное. Уставшие от этой жестокости римляне обращаются к культуре покоренных народов: Греции, Египта, Германии, Галлии. Они учатся, на примерах их городов, дворцов и храмов, гармонии, созиданию и красоте. Таким образом, Древне - Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов (в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художестной культуры) и культуры завоеванных государств. Так римляне познакомились с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

Особого внимания заслуживают дворцы Древнего Рима.

Золотой дом императора Нерона.

Рассказ о Золотом доме Нерона мы начнет с короткой характеристики личности самого Нерона. Изображать его исключительно черными красками было бы неправильно.

Император Нерон (официальное имя - NERO CLAVDIVS CAESAR AVGVSTVS GERMANICVS) родился 15 декабря 37 г.н.э. Римской империей он правил с 13 октября 54 года н.э. по 9 июня 68 года н.э. Нерон стал нарицательным персонажем, прославив себя в веках как символ разврата, непостоянства и самолюбования; он воплотил едва ли не все пороки человеческие. В сети имеется немало текстов посвященным этой личности. Для себя отметим тут следующее. Несмотря на экстравагантность, Нерон был человеком культуры. Познания он черпал у других, но стремился также оставить в ней и свой след. С ранних лет он использовал живость своего ума в другом направлении: вырезать, гравировать, рисовать, петь, приручать и объезжать лошадей. Иногда он сочинял и читал свои стихи. Нерон проявлял определенный интерес к наукам о природе с целью ее сохранения - предпринимал поездки за пределы империи для изучения окружающей среды. Он любил разговоры с мудрецами, чтобы тренировать свой ум и оттачивать остроту реакции. Прежде всего Нерон был артист. Он любит, когда его встречают аплодисментами на сцене как поэта или актера, кифариста, музыканта, атлета. Нерон всегда считал себя не пылким любителем, а настоящим артистом, профессионалом. В разгар кризиса 68 года не он ли воскликнул: «В искусстве - наша жизнь!» Он считал себя величайшим артистом своего времени. Поэтому нет ничего удивительного, что живая, реальная жизнь стала для Нерона жалкой и будничной; человеческие чувства, не встречавшиеся в сконцентрированном виде или не выражавшиеся эстетично, его не трогали. Живя в призрачном мире, служа лишь культу вечной красоты, Нерон не принимал действительность с ее суровыми законами, так плохо мирившимися с его дивными фантазиями. Он был воспитан на мифологии и искусстве.

Именно такой человек создал самый большой и роскошный дворец античности, воплотив в нем саму идею земного элизиума. Разумеется, у каждого свои понятия о райском саде. Нерон, при своей воистину глобальной утопичности, создал свой Золотой дом с истинно императорским размахом, показав тем самым что он, по сути может все, как те олимпийские боги, которым ничего не стоит реализовать сон в явь.

План этого грандиозного дворца был составлен архитекторами Севером и Целером. Север и Целер (Severus и Celer) обладали талантом и смелостью издеваться над императорской казной и добиваться искусством того, в чем отказала природа. По их замыслу это был целый дворцовый комплекс, в который входили рощи, поля, луга, виноградники, фруктовые сады, искусственные пруды. При планировании дворца для Нерона Север и Целер вознамерились создать не один дворец, а своего рода дачную резиденцию в центре Рима. Они задумали представить в ограниченных пределах образцы египетского и восточного дворцово-паркового искусства, представить целый мир в миниатюре, воссоздать в центре столицы как бы естественную природу - красивые виды и островки сельского уединения. Причем царская резиденция должна была соединяться со всеми частями Рима, поэтому она представлялась городом, который был выстроен в окружающей его деревне. В своем проекте Север и Целер совместили одновременно элементы римского загородного поместья, кампанской виллы и дворцовой резиденции, и этим очень угодили Нерону. Однако возведение "Золотого дома" тогда могло бы и не осуществиться. Помимо финансовых затруднений, Нерон столкнулся с религиозным законом и обычаем римского народа. Огромная площадь, которая была необходима императору для застройки, как уже указывалось выше, была занята дворцами, храмами, общественными зданиями и другими сооружениями. Эти препятствия могли оказаться для Нерона непреодолимыми, но случившийся в Риме в 64 году пожар сыграл на руку императору. Одновременно с восстановлением города возводился и дворец для императора. Главный вход во дворец располагался на Форуме, в том месте где сейчас стоят руины храма Венеры и Рома (построен при Адриане), а вела к нему часть Священной дороги (Via Sacra). Чтобы придать ей монументальный характер, Нерон повелел построить по обе стороны от дороги большие арки.

По историческим и археологическим источникам известно, что Нерон смог реализовать свой проект на 70-80% - вся территория была спланирована, озеленена, большинство из построек было возведено и отделано внутри. Основной дворец, ядро ансамбля, был недоделан, в частности не все стены были покрыты фресками, однако это не помешало Нерону поселится в нем. Планы Севера и Целера не сохранились, но современные историки оценивают площадь дворца от 40 до 120 га.

Главный вход вел в огромный вестибюль, а перед ним возвышалась почти 35-метровая статуя Нерона в позе Колосса Родосского (работа скульптора Зенодора). В скульптурном Колоссе отчетливо виделось портретное сходство с Нероном. Плиний, посещавший скульптурную мастерскую Зенодора, писал: "В его мастерской мы удивлялись необычайному сходству предварительного наброска из глины". Колосс, выполненный из бронзы, золота и серебра, пережил Нерона: впоследствии он один из всех других портретов «обожествленного» императора не был разрушен. Немного изменилось лишь его местоположение и лик колосса. Но это произошло уже на много позже разрушения главного здания дворца.

Гипотетическая реконструкция вестибюля Золотого дворца. Внизу слева – Римский форум, за храмом памяти Ю.Цезаря начинается композиционный вход во дворец, дорога ведет к вестибюлю, за которым виднеется искусственное озеро.

Еще одна реконструкция – все они отличаются, т.к. единой версии о том, как точно выглядела территория дворца, нет.

Через вестибюль дворца посетители входили в просторный портик, который занимал весь холм Велия, а дальше, в долине, разливалось искусственное озеро, наполненное соленой водой: это было как бы море, возникшее по прихоти императора, на нем устраивали лодочные прогулки. Позднее на месте этого озера, осушенного по приказу Веспасиана, был построен Колизей. Портики-перекрытия, поддерживаемые рядами колонн, тянулись и между отдельными частями дворца. Некоторые из них имели по три ряда колонн, а в длину до полутора километров. Тот, кто прогуливался под таким портиком, через каждые 15-20 шагов как бы переносился в новые края. То ему улыбались яркие цветы тщательно ухоженного сада, то манила прохлада рощ и зелень пастбищ. В парках и садах были устроены затейливые фонтаны, в акведуках журчала вода, в прудах плескались птицы и плавали разноцветные рыбы, в лесах гуляли прирученные звери. Среди зелени деревьев белели статуи, а белоснежные мраморные скульптуры оживляли еще и берега прудов, окруженных цветущими кустарниками.

В первую очередь поражает то, как искусно и тщательно было продуманно освещение: солнце проникало и наполняло даже самые дальние комнаты, не говоря уже о роскошных залах. Через проделанные отверстия в потолках и стенах солнечный свет хитроумно направлялся на струи воды, позолоченные фрески. Светило играло в золотистых камнях и тканях, украшавших внутреннее пространство дворца. Трудно переоценить величие архитектурного замысла и его ведущую идею: золотое сияние Непобедимого Солнца (Sol Invictus) во дворце отождествлённого с ним императора Нерона.

Осуществить столь грандиозный замысел архитекторам Северу и Целеру помог изобретенный уже к тому времени цемент. Они были одними из первых, кто начал использовать неизвестный дотоле строительный материал. Арки и купола не требовали больше мощных стен для опоры, и потому весь "Золотой дом" получился легким и воздушным. Это было строение светлое и романтическое, царство искусства и безмятежности.

Реконструкции вида главного здания настолько сильно различаются из-за отсутствия верхнего яруса здания, а также в связи с недоступностью отдельных фрагментов здания, т.к. они оказались замурованы в террасе времен Траяна.

Золотой дом строился несколько лет, а самые красивые его залы были возведены на Оппиевом холме. Внутреннее их убранство отличалось более чем сказочным великолепием. Стены всех помещений, облицованных различными сортами мрамора, были так обильно украшены позолотой, что из-за нее дворец и получил название "Золотого дома".

Фрески в Золотом Доме Нерона

Просторы белого грунта на стенах и потолках щедро покрыты широкой сетью живописных панно, обрамленных прямыми линиями или хрупкими, филигранными решетками. Часто центры этих живописных панно образуют покрытые зеленью площадки, занятые группами птиц или животных или крошечными человеческими фигурками в непринужденных позах, реалистичными или фантастическими.

Под стать стенам было и живописное убранство потолков: на пример, в одном из залов свод был разделен тонкими позолоченными рамками на круглые, квадратные и овальные поля (декоративные кессоны), в которых были изображены мифологические сцены. В пиршественных залах легкие ажурные потолки могли раскрываться, и тогда сверху на пирующих сыпались цветы, розовые лепестки или рассеивались благовония. В главном зале (восьмиугольном) потолок был устроен в виде небесного свода, который безостановочно вращался, следуя движению небесных светил; в купальнях текли соленые и серные воды.

Один из залов дворца – художественная реконструкция.

Для конструкции Domus Aurea использовались самые последние технологии того времени. При входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду. Почти в каждом зале имелись своеобразные технологические сюрпризы, например был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие вручную. Во многих покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. Следует отметить, что его увенчанный куполом Восьмиугольный зал, в который свет попадал через круглый проем в центре, являл собой древнейший пример кирпичной постройки, возведенной с использованием цемента. Здание было оборудовано всеми видами тогдашних технических новшеств: это и бани с серной и минеральной водой, и крупнейший в мире гидравлический орган, и движущиеся панели, посыпавшие обедающих цветами и источавшие благовония, и механически вращающийся купол главного трапезного зала, венчавший здание и воспроизводивший движение небесных светил.

Реконструкция Восьмиугольного(Октогонального) зала.

Современный вид Восьмиугольного зала Дома Нерона.

Все эти излишества привели к огромным народным волнениям. Сенат низложил Нерона и объявил его вне закона. Всеми покинутый, кроме нескольких рабов и вольноотпущенников, низложенный император бежал из Рима и после долгих колебаний покончил жизнь самоубийством в одной из пригородных вилл. Перед смертью он не переставал повторять: «Какой артист погибает!». После гибели Нерона события, связанные с его Золотым домом развивались следующим образом. Отон, правивший всего три месяца, выделил на достройку дворца 50 миллионов сестерциев, но дворец был уже обречен. После Нерона императоры делали всё возможное, чтобы уничтожить память о нём. Флавии, преемники Нерона и Отона, тяготились доставшимся им дворцом-виллой. На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. В 104-109 гг. император Траян начинает возводить термы, и исчезло то немногое, что ещё оставалось от дворца.

Древнего Древнего Рима . 2.Древнеримская архитектура. 3.Литература Древнего Рима . 4.Искусство Древнего Рима . Заключение. Список используемой... картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Увлечение...

Palazzo Corsini – римский дворец в стиле позднего барокко. Он был назван по имени аристократической итальянской семьи, которой принадлежал длительное время.

Краткая история

Ранее на этом месте в римском районе Trastevere (недалеко от известной Villa Farnesina) был загородный дворец кардинала Риарио (племянника Папы Сикста IV). Его гостями бывали и знаменитые люди – архитектор Браманте, скульптор и художник Микеланджело, учёный Эразм Роттердамский.

Во второй половине XVII в. дворец приобрела переселившаяся в Рим и принявшая католичество экс-королева Швеции Кристина. Во дворце под её покровительством действовала Аркадская академия (Accademia dell’Arcadia). Здесь собирались любители искусства, литераторы и учёные. Их объединяла симпатия к мифической древнегреческой области Аркадии, о которой писал поэт Вергилий.

В 1736 г. владельцем этой местности стал флорентийский кардинал Нери Корсини (племянник Папы Климента XII). По его заказу и проекту архитектора Фердинандо Фуга, вилла королевы была перепроектирована в красивый дворец Корсини в стиле барокко. Он стал трёхэтажным, его украсили балюстрады, пилястры, парадная лестница, статуи. Стены и потолок дворца расписали множеством фресок.

Семейству Корсини в Италии принадлежали ещё несколько дворцов, кроме римского. Самый известный из них – во Флоренции. Для их отличия полное наименование римского дворца – Palazzo Corsini Lungarno. А флорентийский дворец именуется Palazzo Corsini al Parione.

Во время оккупации Рима Наполеоном в Palazzo Corsini Lungarno поселился старший брат императора Жозеф. В настоящее время на первом этаже Дворца Корсини располагается несколько отделений национальной Академии наук Accademia Nazionale dei Lincei. Окружающие дворец живописные сады, поднимающиеся к холму Gianicolo, принадлежат Ботаническому саду римского университета La Sapienza.

Галерея

Второй этаж занимает художественная галерея Корсини, полностью именуемая Galleria Nazionale d’Arte Antica di Palazzo Corsini. В ней находится часть собрания Национальной галереи старинного искусства. Другая часть экспонатов (хронологически более ранних) хранится в другом дворце – . Galleria Nazionale d’Arte Antica входит в состав Национальной Римской галереи.

Основа экспозиции галереи Корсини – коллекция, собранная первым владельцем замка. Затем к ней добавились картины из личных собраний других членов семейства. В их числе – Папа Климент XII, именовавшийся в миру Лоренцо Корсини. Его коллекция состояла из картин исключительно религиозного содержания. В дальнейшем семейное собрание дополнилось и картинами коллекционеров Торлониа и дель Монте ди Пьета, не являвшихся родственниками династии Корсини. В 1883 г. Дворец Корсини с картинной галереей перешёл к государству, а в 1895 г. была учреждена Galleria Nazionale d’Arte Antica.

В галерее Корсини представлены работы большей частью итальянских художников. Основная часть произведений относится к XVII–XVIII в. Самые известные картины галереи:

  • «Святой Иоанн Креститель» Караваджо;
  • «Въезд Христа в Иерусалим» Джордано;
  • «Святой Себастьян» Рубенса;
  • «Мадонна делла Палья» Ван Дейка;
  • «Мадонна с младенцем» Мурильо;
  • «Триумф Овидия» Пуссена.

Кроме картин на религиозные и исторические сюжеты, экспонируются и жанровые полотна. Помимо живописных работ, представлены и скульптуры.

В отличие от раскрученной , в галерее немноголюдно, и можно без помех рассматривать картины. К сожалению, они не имеют поясняющих надписей.

Палаццо Фарнезе, расположенный на одноименной площади в Риме, считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Строительство дворца началось в 1514 году по воле римского кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III-го, у которого к тому времени было двое детей, и который для своей семьи решил построить роскошную резиденцию, достойную его положению.

Для осуществления этого амбициозного плана кардинал решил использовать купленный в 1495 году палаццо Ферриз, к которому дополнились купленные в 1512 году ряд соседних зданий. Разработать проект нового дворца было поручено лучшему архитектору того времени - Антонио да Сангалло младшему.

Начавшиеся в 1514 году строительные работы были прерваны в 1527 году, когда определённые политические и военные события, привели к тому, что вышедшие из-под контроля многонациональные войска императора Карла V-го разграбили «вечный город».

Работы возобновились в 1541 году. К этому времени кардинал Алессандро Фарнезе был избран римским папой под именем Павла III-го, а один из его сыновей Рануччио погиб в сражении. В связи с этими обстоятельствами Сангалло пришлось несколько изменить изначальный проект.

После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году, работа над дворцом была поручена Микеланджело, который, естественно, захотел оставить свой след в реализации этой работы. Под его руководством, помимо внутренних работ, был оформлен главный фасад дворца - карниз и большое мраморное окно с колоннами из пестрого мрамора над главным входом и увенчанное гербом папы Павла III-го.


В те годы, Франческо Сальвиати и Таддео Зуккари расписывают Большой салон фресками под циклом "Апофеоз Фарнезе", где превозносят все заслуги папы Павла III-го и подвиги Рануччио Фарнезе.


В саду, с тыльной стороны дворца, был разбит сад, который украсила знаменитая скульптурная композиция "Наказание Дирки", найденная в 1545 году в термах Каракаллы и купленная папой Павлом III-м. Около двух веков она оставалась в саду, затем, вместе с другими древностями, была отправлена в Неаполь и нынче находится в Национальном археологическом музее этого города.

Микеланджело также планировал построить мост, который должен был связать дворец с садами семьи Фарнезе, расположенными на противоположной стороне реки Тибр. Однако, из-за смерти папы Павла III-го проект так и не был завершен, хотя его следы до сих можно увидеть в виде короткого мостика перекинутого через улицу виа Джулиа с задней стороны палаццо.

Смерть папы в 1549 году в очередной раз прервала строительство. Работы по благоустройству дворца возобновилось лишь в 1565 году, заказчиком выступил племянник папы - Руджеро. Их возглавил архитектор Джакомо да Виньола, который в течении долгого времени, в основном, занимался проектами для семейства Фарнезе, и продолжал трудиться на благо семьи вплоть до своей смерти в 1573 году.

Чтобы завершить строительные работы, внуком папы Павла III-го кардиналом Алессандро Фарнезе (1520-1589) был приглашен архитектор Джакомо делла Порта. К 1589 году архитектор закончил оформление фасада дворца со стороны сада. Им также планировалось соединить мостом дворец Фарнезе и купленную кардиналом в 1580 году виллу Киджи, именуемую нынче виллой Фарнезина, но этот проект, как и проект Микеланджело, хотевшего соединять сады Фарнезе, так и не был осуществлён.

Алессандро Фарнезе, большой поклонник искусств, имел превосходные коллекции античной скульптуры и живописи, которые украсили залы дворца. Часть этой коллекции впоследствии стала основой Неаполитанского национального археологического музея.

В 1597 году потомок Алессандро кардинал Одоардо Фарнезе поручил Аннибале Карраччи написать цикл фресок на тему «Любовь Богов», чтобы таким образом прославить женитьбу своего брата Раннучио Фарнезе, герцога Пармы, на Маргарите Альдобрандини - внучатой племянницы Папы Климента VIII-го. В художественном оформлении внутреннего убранства дворца принимали участие не менее известные художники того времени - Агостино Караччи, а также их ученики Джованни Ланфранко и Доменикино, которые украсили залы дворца фресками на мифологические сюжеты.





В 1603 году с задней стороны дворца была пристроена терраса для кардинала Одоардо, которая использовалась как трибуна и откуда можно было наблюдать за лошадиными и ослиными скачками, различными празднествами, карнавалами и фейерверками, происходившими на улице виа Джулиа и у берега Тибра. В этом же веке эта постройка была снесена.

В 1626 году, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, дворец стоял практически необитаем в течение нескольких лет.

Ближе к середине XVII-го века интересы семьи Фарнезе перемещаются из Рима в Парму, и большая часть произведений искусств из коллекции дворца перемещается туда же. По завещанию кардинала Алессандро, во дворце были оставлены только древние артефакты, неразрывно связанные с историей Рима, однако этим завещанием впоследствии пренебрёг наследник имущества Карл III-й де Бурбон.

А с 1635 и по 1688 годы дворец, можно сказать, стал постоялым двором для высокопоставленных особ - здесь, в основном, останавливались послы французских королей, одним из которых был главный министр Людовика XIII-го Альфонс-Луи дю Плесси де Ришелье, брат герцога Ришелье.

В 1660 году во дворце проходило празднество в честь брака дофина Франции с Марией Терезией Испанской. Для этого на площади перед дворцом был сооружено грандиозное пиротехническое сооружение для запуска фейрверков.

В декабре 1655 года папа Александр VII-й позволил прибывшей в Рим королеве Швеции Кристине поселиться в палаццо Фарнезе, которая как оказалось, была наихудшим гостем этого дворца: после её отъезда в Париж папские власти обнаружили, что из дворца было украдены гобелены, картины и серебро, а великолепные деревянные двери дворца разбиты и использованы в качестве топки. Ущерб вылился в приличную сумму, но все было оправдано вороватыми слугами, и ущерб нанесенный дворцу возмещён не был.

После смерти Антонио Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы в 1731 году, не оставившего наследников, все земли и имущество семьи наследует Изабелла Фарнезе, на то время являвшаяся женой короля Испании Филиппа V-го Бурбона, присоединив их к владениям испанской короны. Далее, всё наследует Карл III-й Бурбон, сын Филиппа V-го и Изабеллы, который в 1734 году перемещает большую часть оставшихся ценностей из палаццо Фарнезе в Неаполь и Казерту, и на протяжении XVIII-го и XIX-го веков практически все древние скульптуры остававшиеся во дворце, вопреки завещанию кардинала Алессандро Фарнезе, были перемещены в Неаполь.

За последующие полтора века дворец претерпел несколько ремонтных работ и архитектурных новшеств при участии архитектора Антонио Сиполла, а также принимал в своих комнатах высокопоставленных особ. А в 1874 году, путём подписания договора аренды с домом Бурбонов с правом последующего выкупа за три миллиона франков в течении последующих 25 лет, дворец стал зданием посольства Французской республики.

Хотя в 1936 году во время правления Бенито Муссолини государство выкупило дворец, оно остаётся в 99-летней аренде у посольства Франции, по условиям которой правительству Италии платится символическая плата в 1 евро за месяц.

К сожалению, нынче дворец недоступен для свободного осмотра. Но можно посмотреть небольшую презентацию дворца Фарнезе, предоставленную французским посольством на французском языке. Внутреннее убранство очень красиво и при желании, можно посмотреть этот фильм по данной ссылке -

– наверное, самая притягательная часть архитектурного достояния итальянской столицы эпохи Средневековья. По своим масштабам они не могут сопоставляться с постройками античных времен, однако, касательно изящества архитектура эпохи Возрождения не имеет себе равных. В дворцах Рима нужно побывать еще и по той причине, что почти в каждом из них находятся любопытные музеи и галереи.

Палаццо Барберини – дворец , находящийся на одноименной площади в районе Треви. В настоящее время в его стенах обосновалась Национальная галерея античного искусства. Любопытно, что совершенно недавно в задней части строения был найден митреум – храм культа Митры, датированный, наверное, 2-м столетием нашей эры.

Над сооружением полнокровного Палаццо работали 3-и великих архитектора, любой из которых оставил свои особые черты. Карло Мадерно, трудившийся в те годы над базиликой Святого Петра, должен был наделить здание типичным обликом дворца периода ренессанса. Ему ассистировал племянник Франческо Борромини, а после к работе присоединился гениальный Бернини, тогда еще больше получивший известность как талантливый скульптор. Возведение Палаццо было закончено Бернини в 1633-м году.


Дворцы Рима: Дворец Барберини

Палаццо Барберини построен вокруг внешнего двора. В центре находится просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть этого дворца Рима превалирует над площадью Пьяцца Барберини, расположенной на нижнем уровне. Сзади длинное крыло заслоняет сад. Основное здание выделяется тремя рядами громадных арочных окон, похожих на застекленную галерею. Две лестницы приводят на бельэтаж – грандиозная лестница Бернини с левой стороны и небольшая овальная лестница Борромини с правой стороны. Потолок салона декорирован гениальным творением Пьетро да Кортона – барочной фреской, ставшей эталоном для аналогичных украшений дворцов и храмов. Фресками еще декорированы комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини – пример «секретного сада», так как он укрыт от глаз посторонних. Тут возможно посмотреть на памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале девятнадцатого столетия трудился в соседнем театре «Кватро Фонтане».

В настоящее время в стенах Палаццо Барберини находится Национальная галерея античного искусства – одно из наиболее великих собраний в Италии с творениями Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании еще функционирует Итальянский институт нумизматики. А также как раз тут в 1950-м году была оформлена конвенция, давшая начало созданию Европейского суда по правам человека.

Латеранский дворец в Риме

Латеранский дворец в Риме - прежний Апостольский дворец, старинная постройка времен Римской империи, а позже - основная резиденция Папы Римского. Находящийся невдалеке от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец Рима сейчас вмещает в себя Исторический музей Ватикана, в котором показана история Папской области. Тут еще располагаются офисы Римской епархии и апартаменты генерального викария Рима, папского наместника для занятия делами епархии. Практически до 1970-го года во дворце еще содержалась коллекция Латеранского музея, сейчас превратившаяся в часть Ватиканских музеев.


Дворцы Рима: Латеранский дворец

В 10-м столетии дом и базилика были восстановлены после ужасного пожара, а позже роскошно декорированы по указу Папы Римского Иннокентия III. Невдалеке от построек поставили Латеранский обелиск, у которого древнеегипетское происхождение. Высотой в 45,7 метров, обелиск и сейчас признан наиболее высоким в Риме и наиболее крупным стоящим древнеегипетским обелиском на свете (весом примерно 230 тонн).

В конце семнадцатого столетия Папа Иннокентий XII устроил в части Латеранского дворца приют для сирот, трудившихся на маленькой шелковой фабрике. В 19-м веке в данном дворце Рима образовали музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему прибавили этнографический музей, коллекцию которого собрали миссионеры. Тут же в 1929-м году заключили Латеранские соглашения - систему договоров, регламентирующих отношения меж Папским престолом и Итальянским государством. Позже коллекции Латеранского музея передали Ватикану, а во дворце устроили Исторический музей Ватикана, начавший работать в 1991-м году.

Палаццо Боргезе – это дворец Рима, резиденция семьи Боргезе. Прославился под прозвищем Иль Чембало («клавесин») по причине своей трапециевидной формы. Узкий фасад смотрит в сторону Тибра. Основной вход в здание находится на противоположной стороне – «клавишах клавесина». Через и тот, и другой входы возможно пройти в большой внутренний двор, с одной стороны которого находится двухуровневая галерея с дорическими и ионическими колоннами.

В настоящее время Палаццо Боргезе может похвалиться восхитительным внутренним двориком, обрамленным 96 гранитными колоннами и декорированным статуями. Тут же располагаются нимфеум и маленький сад с 3-я фонтанами семнадцатого столетия. Двор признан одним из наиболее поразительных и в Риме, и в целой Италии.

Продолжительное время в Палаццо Боргезе находилась роскошная семейная коллекция произведений искусства, среди которых творения Рафаэля и Тициана. В 1891 году ее переместили в Галерею Боргезе на одноименной вилле. Еще нужно заметить, что это дворец в Риме, где была снята сцена гениальной киноленты «Ромео и Джульетта» 1968-го года.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Галерею Боргезе, покупаем билеты заранее через Интернет .

Вилла Мадама – знаменитый дворец в Риме периода Возрождения, находящийся на склоне горы Монте Марио к западу от Рима и в нескольких милях к северу от Ватикана. Шикарная вилла с ее лоджией, обрамленная колоннами, основным садом и висячими садами все время оказывала особое воздействие на архитекторов Высокого Возрождения.


Дворцы Рима: Вилла Мадама

Кардинал Джулио де Медичи, кузен правившего в тот период Папы Римского Лео X, возложил возведение этого дворца Рима на легендарного Рафаэля. Но в 1520 году Рафаэль скончался в возрасте 37 лет, оставив виллу далекой от окончания, и сооружение, начатое двумя годами до этого, было отдано под управление его учеников. Так и вышло, что над зданием трудилась одна из наиболее блестящих команд всех времен: Антонио да Сангалло Младший создал итоговый план виллы и курировал ее достройку, Джулио Романо и Бальдассаре Перуцци были ответственны за декорации, Джованни да Удине сделал лепные барельефы, являвшиеся имитацией творений периода Нерона. Над виллой еще трудились Джован Франческо Пенни и флорентийский скульптор Баччио Бандинелли. Кроме лоджии, которую создал Рафаэль, достопримечательностью имения служит большой зал, который расписан Джулио Романо.

Вилла Мадама стала одной из первых загородных вилл римского типа, возведенных для развлечения и досуга, и сооружена так, чтоб восстановить в памяти описания античных вилл. На вилле имелся внутренний двор с грандиозной лестницей, дворик круглой формы, возле которого был посажен сад, театр под открытым небосводом, устроенный непосредственно в склоне холма, ипподром и висячий сад с панорамой на Тибр.

В настоящее время Вилла Мадама – собственность Правительства Италии, эксплуатирующей ее для устроения пресс-конференций и размещения значимых зарубежных гостей. Проход в здание ограничен, а для устроения экскурсии по саду нужно получить согласие МИДа.

Палаццо Фарнезе – один из наиболее видных дворцов Рима в стиле Высокого Возрождения в Риме. В 1936 году его отдали в аренду Франции на 99 лет, и сейчас в здании находится Посольство Франции в Италии.


Палаццо спроектировали в 1517 году для семьи Фарнезе, а в 1534 году, после того, как Алессандро Фарнезе получил сан Папы Римского Павла III, было осязаемо увеличено по проекту Антонио да Сангалло Младшего. В возведении здания был задействованы великие архитекторы 16-го столетия, в том числе Микеланджело, Якопо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. В конце 16-го столетия художник из Болоньи Аннибале Карраччи написал в Галерее Фарнезе цикл фресок, давший начало двум различным стилям живописи очередного века – римского барокко и классицизма.

В данном же дворце Рима была сконцентрирована видная коллекция скульптур, сейчас находящаяся в Национальном Археологическом музее Неаполя, и коллекция произведений искусства, экспонированная в Музее Каподимонте в Неаполе.

К возведению Палаццо Фарнезе приступили в 1517 году, и оно было заморожено десятилетием позже во время разграбления Рима. А в 1534 году Алессандро Фарнезе подключил к работе над данным дворцом Рима гениального Микеланджело, который закончил строительство 3-го этажа и внутренний дворик. В 1541 году им же был размещен над центральным окном фасада громадный папский герб – наиболее крупный из когда-либо сделанных в Риме.


Дворец в Риме: Палаццо Фарнезе

А в 17-м столетии Папа Александр VII позволил шведской королеве Кристине расположиться в Палаццо на несколько месяцев, но она сетовала на наличие «исчадий ада». После отбытия Кристины в Париж прояснилось, что ее слуги похитили из дворца серебро, гобелены и художественные полотна, а еще сожгли часть дверей и сняли медную кровлю.

Этот дворец в Риме примером для множества зданий по всему свету, среди них – Шато Гримальди в Экс-ан-Провансе (Франция), Национальный строительный музей в Вашингтоне, Королевский дворец в Стокгольме.

Палаццо Браски – неоклассический дворец в Риме, находящийся меж площадями Пьяцца Навона, Пьяцца ди Паскуино, Кампо дей Фьори и улицей Корсо Витторио Эммануэле II. В настоящее время в его стенах находится Римский музей, повествующий об истории города с эпохи Средневековья до 19-го столетия.


Дворцы Рима: Дворец Браски

Основной вход в Палаццо находится на улице Виа Сан Панталео, на которую еще смотрят окна овального зала вестибюля. Из вестибюля по грандиозной лестнице с 18 колоннами из красного гранита, завезенными из галереи императора Калигулы, возможно подняться наверх. Лестницу еще украшают античные скульптуры и восхитительная лепнина Луиджи Акуисти. На бельэтаже находится небольшая часовня – проект архитектора периода неоклассицизма Джузеппе Валадье.

Галерея Дориа Памфили в Дворце Дориа Памфили в Риме

Галерея Дориа Памфили – громадное собрание произведений искусства, содержащееся в Палаццо Дориа Памфили в Риме. Находится меж Виа дель Корсо и Виа делле Гатта. Основной вход в галерею имеется с Виа дель Корсо. Фасад палаццо, смотрящий на ту же улицу, примыкает к храму Санта Мария ин Виа Лата. Галерея и палаццо располагается в персональной собственности римского семейства Дориа Памфили.


Дворцы Рима: Галерея Дориа

Внушительная коллекция картин, мебели и статуй была собрана, начиная с 16-го столетия членами семей Дориа, Памфили, Ланди и Альдобрандини, которые со временем в итоге браков образовали одно семейство. В коллекции среди остального можно посмотреть на полотна и мебель из Палаццо Памфили (на площади Пьяцца Навона), принадлежавшего Папе Римскому Иннокентию X.

Палаццо увеличивалось в течение нескольких столетий. Видимо, сейчас оно – наиболее крупное в Риме, состоящее в персональной собственности. Основная коллекция находится в парадных залах, а еще в часовне. Однако преимущественная часть коллекции экспонирована в небольших галереях, окаймляющих внутренний дворик. Часть комнат переделаны в отлично освещенные галереи, в которых возможно посмотреть произведения средневекового и византийского искусства.

В 1767 году Палаццо Дориа-Памфили отреставрировали к свадьбе Андреа IV Дориа Памфили Ланди и принцессы Леопольдины Марии Савойской. Реставраций управлял архитектор из Трапани Франческо Николетти.


Дворец в Риме: Палаццо Дориа-Памфили

Гениальным творением коллекции принято считать портрет Папы Римского Иннокентия X работы Веласкеса. Урожденный Джованни Баттиста Памфили, Иннокентий поднялся на папский престол в 1644 году. С 1927 года картина Веласкеса содержится в специальной небольшой комнате совместно с бюстом Папы работы Бернини.

Палаццо Корсини – видный дворец Рима в барочном стиле, возведенный для семьи Корсини меж 1730-м и 1740-м годами по проекту знаменитого архитектора Фердинандо Фуга. Дворец построен на месте иного здания, виллы 15-го столетия, принадлежавшей семьи Риарио. Он находится в районе Трастевере, поблизости от Виллы Фарнезина.


В 1659-1689 годах на вилле Риарио проживала экстравагантная шведская королева Кристина, отказавшаяся от престола, принявшая католичество и переселившаяся из Стокгольма в Рим. Под ее присмотром тут проводились первые встречи будущей римской Аркадской академии – сообщества ученых, поэтов и почитателей искусства.

В 17636-м году уроженец Флоренции кардинал Нери Мария Корсини, племянник Папы Римского Клемента XII, купил виллу и участок земли и распорядился преобразовать все это в шикарный дворец. В нем в годы оккупации Рима войсками Наполеона жил Жозеф Бонапарте, старший брат императора. В 1883-м году Палаццо и все его имущество продали итальянскому государству.

В настоящее время в Палаццо Корсини находятся офисы Национальной академии наук (Аккадемия дей Линчеи), а еще Галерея Корсини. Сады дворца, взбирающиеся к Яникульскому холму – часть ботанического сада Римского университета «Ла Сапьенца». Национальная галерея античного искусства Палаццо Корсини – великое собрание произведений искусства, находящееся на одном из этажей дворца.


Дворец в Риме: дворец Корсини Экскурсии по Риму с местными жителями Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

Сентябрь 22, 2018

История дворца, где сегодня проходят заседания Сената Итальянской Республики, началась в далеком XV веке, в период грандиозного преобразования внешнего облика древнего города. Именно в это время в Риме начали возводиться роскошные палаццо и виллы, принадлежащие знатным фамилиям, строиться новые и реконструироваться старые церкви и базилики, появляться изящные фонтаны и благоустраиваться парки. Палаццо Мадама является одним из наиболее изысканных архитектурных сооружений.

Папа Лев X Медичи

Территория, где сегодня располагается дворец, долгое время принадлежала монахам-бенедектинцам, которые во второй половине XV века передали ее во владение французскому монарху. Последний, в свою очередь, подарил часть земель своему казначею Синульфо Оттьери– епископу Кьюзи. Именно он в 1503 году и начал строительство фамильного дворца. После смерти священнослужителя, владение перешло в собственность брату Синульфо — Гуидоне, графу Монторио. Позже дворец присмотрел Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного и будущий Папа Лев X. Поначалу Джованни снимал дворец, однако позже приобрел его в рассрочку и заказал Джулиано да Сангалло провести полную реконструкцию сооружения.

После изгнания семьи Медичи из Флоренции, Джованни был избран Папой под именем Лев X, а дворец стал римской резиденцией членов известного рода. После смерти понтифика, палаццо перешел в собственность кузина Джованни – Джулиано де Медичи, ставшего в последующем Папой Климентом VII.

Что за дама эта Мадама или почему дворец так называется

Палаццо Мадама был назван в честь Маргариты Австрийской, супруги герцога Алессандро Медичи и внебрачной дочери Карла V, императора Священной Римской Империи, короля Испании, Сицилии, Сардинии и Неаполя. В Риме Маргариту называли Мадама, а в данном палаццо она проживала довольно продолжительное время.

Однако это далеко не все, что мы хотим вам рассказать о знаменитой даме-мадаме! В истории существует как минимум две прославленные «Мадамы», а если еще немного покопаться в истории, то найдется третья и даже четвертая представительница слабого пола, претендующая на роль той самой Мадамы. Итак, давайте разберемся.

Палаццо Мадама, находящийся в Риме, не единственный дворец с таким названием. Второй расположен в Турине, на севере Италии. Римский дворец, как мы уже писали, был назван в честь Маргариты Австрийской, жившей в XVI веке; палаццо в Турине увековечил память Марии Кристины Французской, герцогини Савойской, вовлеченной во внешнюю политику Франции во второй четверти XVII века. Кроме этих двух довольно известных дам, в истории сохранились упоминания о других женщинах, называемых «Мадама». В Риме – это Виоланте Беатриче Баварская, о ней речь пойдет далее, а в Турине – Мария Джованна Батиста Савойско-Немурская, герцогиня Савойская, проживающая во второй половине XVII века.

Реконструкция палаццо Мадама и таинственные символы на фасаде

В XVII веке во время работ по реконструкции сооружения здание приобрело новый барочный фасад. Его автором стал Паоло Марушелли. Отличительной особенностью декоративно решения экстерьера здания является наличие огромного количества львиных атрибутов.

Декоративное оформление портала главного входа

Так, над главным входом в палаццо Мадама можно заметить львиную шкуру – напоминание об одном из 12 подвигов Геркулеса (он же Геракл), а в обрамлении окон второго уровня – самого героя древнегреческой мифологии. Его «портреты» чередуются с изображениями женского лица. Вы уже догадались, кто бы это мог быть?

Декоративное оформление окон второго яруса


Конечно же, это его госпожа – лидийская царица Омфала, дочь речного бога Иордана. Именно она, согласно древнегреческой мифологии, родила от Геракла Тиррена, прародителя, как считали Медичи, их рода.

Это интересно!


О ЧЕМ ГОВОРЯТ МИФЫ
Геркулес, проданный Гермесом в рабство, попал в подчинение прекрасной Омфале, воинственной и одновременно женственной царице. Очарованный ее красотой, Геркулес сложил оружие, снял львиную шкуру и, позабыв о своем боевом характере, стал угождать прихотям своей госпожи

История перевоплощения дворца


Несмотря на существенные изменения во внешнем и внутреннем облике палаццо, произведенные в XVII веке, Медичи практически не использовали его в качестве своей постоянной резиденции вплоть до 1725 года, пока фамильный особняк не облюбовала Виоланте Беатриче Баварская, супруга Фердинандо Медичи. Во второй четверти XVIII века, после кончины великого Герцога Тосканы Джана Гастоне, дворец перешел в собственность представителям боковых ветвей Лотарингского Дома.

В 1755 году Палаццо Мадама приобрел Папа Бенедикт XIV, родовой герб которого и сегодня украшает фасад здания. Так дворец стал собственностью Святого Престола. Тогда же, в ходе очередной реконструкции, перед палаццо была обустроена одноименная площадь, а некоторые помещения переоборудованы под офисы судебных инстанций и полиции. Позже сюда был перенесен головной офис Римской Республики, а еще спустя полвека – министерство Финансов. Таким образом, роскошный семейный дворец превратился в административное здание, коим и остается по сей день.

Первое заседание Сената в Палаццо Мадама в Риме прошло 28 ноября 1871 года, вскоре после вхождения в Вечный Город и провозглашения его столицей Объединенного Итальянского Королевства.

Посетить Дворец можно первую субботу каждого месяца (кроме августа)

Время работы с 10-00 до 18-00

Адрес — Piazza Madama, 11 РИМ

Палаццо Мадама – один из самых изысканных дворцов Рима


Катастрофы