Чем славится Каппадокия? Каппадокия в составе Хеттской и Персидской империй

. Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2, 9). Вместе с другими областями, Каппадокия упоминается an. Петром в первом соборном послании (1 Пет. 1, 1).

В -III веках Каппадокия превращается в центр Христианства , когда гонимые по всей Империи христиане получили возможность укрыться в подземных и скальных жилищах этой отдаленной области (см., например, житие мч. Маманта). Расцвет Христианства в регионе связан и с монашеством, важную роль в формировании которого сыграла деятельность свт. Василия Великого , епископа Кесарии Каппадокийской.

Вторая волна христианской иммиграции связана с эпохой иконоборчества . Прокатившееся в основном по крупным городам Империи, оно привело в каппадокийские скалы тысячи иконопочитателей. Укрывшиеся здесь мастера-иконописцы положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, приходится на - в.в. Тогда в «Стране церквей» монастыри и храмы обустраивались в многочисленных подземных и скальных городах (например, знаменитый комплекс скальных церквей Корама (тур. Гёреме) расположен на площади 200 кв. км). В случае опасности их обитатели не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.

Кроме того, увеличение православного населения Каппадокии было обусловлено и созданием фем – административно-военных округов с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (аналог русских богатырей и российского казачества), стражей границ Византийской империи, которым на праве собственности (без права перепродажи) передавались императорские земели на условиях несения наследственной военной службы. Кроме того, акриты полностью освобождались от налогообложения. Указанные меры способствовали притоку православного населения на границы, демографическому росту и формированию множества военных поселений на восточной границе империи. В настоящее время все многочисленные населенные пункты Каппадокии, Ликаонии, Понта, Киликии, названия которых включают слова hisar, kale, kermen «крепость», находятся вблизи разрушенных акритских крепостей.

В дальнейшем, под турецким господством подавляющее большинство христианских церквей было превращено в мечети. Православные христиане Каппадокии на столетия попали в невыносимые условия и многие переходили в ислам, чтобы выжить. Христианам запрещалось использовать греческий язык, они обязаны были селиться в бедных районах и бедно одеваться, не ездить на лошадях, отходить в сторону и склонять голову при встрече с турками, платить обычные налоги по повышенным по сравнению с мусульманами ставкам, а также ряд дополнительных, и т.п. Наказания для нарушителей были ужасны.

Но несмотря на все это Каппадокия оставалась преимущественно православным регионом вплоть до в., когда при принудительном обмене населением христиане покинули Каппадокию.

Епархиальное деление

Со в. митрополит Кесарийский носил титул экзарха.

В г., в связи с разделением Каппадокии, создается митрополия Тианская (Христопольская) в Каппадокии Второй, в которую входят епископии Доарсая (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Кивистрская (Kυβίστρων), Назианзийсая, Парнасская (Παρνασσού), Фаустинопольская (Φαουστινοπόλεως) и Сасимская, с в. Лулская (Λούλου), и в XII в. - Валвиссийская (Bαλβίσσης).

Кесарийская митрополия остается в Каппадокии Первой, к ней относятся епископии Василико-Фермийская (Bασιλικών Θερμών), Камулианская (Kαμουλιανών), Кискисская (Kισκισού), Нисская (Nύσσης) и Феодосиопольская (Θεοδοσιουπόλεως). В начале в. добавляются Эполийская (Aιπολίων), Арагенская (Aραγένης), Ариарафейская (Aριαραθείας), Дасмендрская (Δασμένδρου), Евайсская (Eυαϊσσης), Свято-Прокопийская (Aγίου Προκοπίου), Севериадская (Σεβηριάδος), Сирихаская (Σιριχάς), Совесская (Σοβέσου), Трифилийская (Tριφυλίου) и Дзамандская (Tζαμανδού), а в XIV в. епископия Тамисская (Tαμίσου).

В г. на период существования провинция Каппадокия Третья в Мокиссусе (Юстинианополис) создается отдельная митрополия , к котрой отходят епископии Доарская (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Назианзийская, Парнасская (Παρνασσού), а позднее Матианская (Mατιανής) и Сумандрская (Σουμάνδρου).

География

Из городов византийской Каппадокии немногие уцелели, поскольку арабы уничтожали не только население, но и срывали города. Аналогичным образом поступали поначалу и турки - кочевники отдавали предпочтение проживанию в открытой степи. Лишь в XX в. большинство географических названий с более чем тысячелетней историей изменены на новые турецкие. Из городов (в том числе подземных и скальных) на территории Каппадокии наиболее известны:

  • Каппадокия Вторая:
    • Тиана (Τύανα, иначе Χριστούπολις, совр. Кемерхисар, Kemerhisar) - разрушена арабами в 931 г.,
    • Назианз (Ναζιανζός, между совр. дер. Берклар, Berkalar (бывш. Nenizi) и Гюлагач, Gülagaç) - уничтожен, известен деятельностью свт.

Когда в яркую солнечную погоду летишь на воздушном шаре над Каппадокией, перед глазами открываются до того причудливые и сюрреалистические картины, что создаётся впечатление, будто внезапно оказался над просторами другой планеты, или как минимум в параллельной реальности – настолько необычно и невероятно выглядят достопримечательности этой местности, совместный труд природы и человека.

Интересно, что Каппадокия (в переводе означает «Страна прекрасных лошадей») – это не наименование какого-нибудь города или поселения, а историческое название местности, что находится в Центральной Анатолии в Турции. Примечательна она тем, что на её территории расположено огромное количество интересных достопримечательностей – созданные природой каменные столбы, выбитые в скалах жилища и храмы монахов, а также огромные подземные города с соединяющими их друг с другом туннелями.

От столицы Турции этот регион находится довольно далеко: если воспользоваться автобусом «Стамбул Каппадокия», то добраться можно за 10-11 часов (при этом рейс обойдётся около тридцати долларов). В состав этого региона входит пять областей, а расположена Каппадокия на карте между четырьмя городами:

  • Кыршехир – находится на севере, добраться до него можно автобусом, преодолев расстояние от Стамбула в 638 км;
  • Нигде – город на юге, чтобы добраться сюда от столицы Турции, необходимо проехать 795 км;
  • Кайсери – чтобы добраться до этого восточного города со Стамбула, нужно преодолеть 772 км;
  • Аксарай – от западного города столицу Турции отделяет 674 км.

Формирование

Каппадокия представляет собой практически ровное почти лишённое растительности маловодное плоскогорье, расположенное на высоте 1 тыс. м. над у. м., ограниченное на юге горами Эрджияс и Мелидз. Каппадокия имеет настолько уникальную геологию, что подобной ей местности на нашей планете просто не существует: чтобы сформировалась Каппадокия, более 50 млн. лет назад были почти сразу задействованы две абсолютно противоположные по своей природе силы.

Извержения вулканов сформировали горы, а вместе с ними и разломы, после чего лава, изливаясь, заполняла все низменности местности, выравнивая, долины и формируя плато. Поскольку для Каппадокии характерна погода с резкими и сильными перепадами температур, в скалах в результате эрозии и выветривания появились трещины, а оказавшаяся в них вода, постоянно замерзая и разморажваясь, что способствовало разрушению скал.

Каменные столбы

Благодаря эрозии и выветриванию (переменчивая погода в этом процессе сыграла не последнюю роль) в этой местности и появилась одна из наиболее интересных природных достопримечательностей – каменные столбы или как турки их называют «камины фей» (причём этот феномен присущий только Каппадокии и больше нигде не встречается).

Расположены конусы обычно или сплошной стеной, или отдельными группами, при этом некоторые образования довольно высоки (около сорока метров).

Столбы эти имеют в основном грибообразную форму: сверху состоят из базальтов и андезитов (они и формируют «шляпку»), снизу – из туфов. Если раньше туфовой основы под другими породами вовсе не было видно, то теперь благодаря эрозии заметна очень чёткая граница, отделяющая его от других пород. При этом та часть туфа, что соединяется со «шляпкой», постепенно утончается – и через какое-то время вершина столба полностью обрушится вниз.


Подземные города

Каппадокия интересна ещё одной своей достопримечательностью – на её территории расположено огромное количество подземных городов, которые были созданы на заре христианства, в первом веке нашей эры (а по некоторым данным, ещё и раньше).

Об их существовании не знали довольно долго, пока в XIX веке один из французских священников не наткнулся на непонятную дыру посреди горного плато. Интересная находка не могла его не заинтересовать: он спустился вниз, и неожиданно для себя обнаружил огромный подземный город, состоящий из нескольких уровней и довольно неплохо сконструированном.


Древние архитекторы предусмотрели в нём наличие вентиляционных шахт, колодцев, амбаров, загонов для животных, были найдены также прессы для приготовления вина и храмы. Оказалось, что жители подземного города проводили под землёй не все время: было обнаружено немало ведущих наверх ходов.

Учёные считают, что эти подземные убежища появились ещё во втором тысячелетии до нашей эры во времена Хеттского царства, а затем были обнаружены христианами, которые их расширили, превратив в крупные города-убежища, многие из которых были соединены между собой подземными туннелями. Поселения были настолько велики, что население некоторых из них превышало 10 тыс. человек.

Одним из наиболее известных подземных городов Каппадокии считается Деринкую, что находится возле одноимённого поселка (добраться до него можно автобусом из Невшехирана, расположенного на расстоянии 30 км, или из Аксарая).

Этот город насчитывает одиннадцать этажей, а его самый нижний ярус расположен на глубине 85 метров (археологические раскопки ещё ведутся, и он может быть значительно глубже). Учёные предполагают, что город этот вполне мог приютить около 20 тыс. человек и немалое количество домашнего скота.

Древние мастера при строительстве Деринкую сделали всё, чтобы его было трудно захватить: при приближении опасности входы перекрывались древними валунами, а если врагу и удавалось их отодвинуть, то он оказывался в запутанном лабиринте – город строился, таким образом, чтобы в нём ориентироваться могли лишь его обитатели.

Каймаклы

Ещё одной подземной достопримечательностью Каппадокии в Турции является восьмиярусный город Каймаклы, расположенный в 18 км от Невшехира (интересно, что жители этого города имели возможность добраться до Деринкую по подземному туннелю протяжённостью в девять километров). На территории этого города вполне могло проживать около 15 тыс. человек.

Другие подземелья

Сколько именно подземных городов имеет Каппадокия, учёные до сих пор не определили: в настоящий момент только между Невшехиром и Кайсери было обнаружено более двухсот подобных достопримечательностей, сорок из которых имеют три этажа, остальные – по два.


Пещерные монастыри

Одной из достопримечательностей Каппадокии, на которую туристы всегда обращают внимание при полёте на воздушных шарах, являются вырубленные в скалах келии, храмы и другие постройки: в скалах Каппадокии в своё время поселилось немало монахов – о том, насколько плотно были заселены пещеры, свидетельствует огромное количество «окон» и «дверей» (забраться в жилища можно было лишь с помощью верёвочных лестниц).

Строительство келий и храмов в скалах происходило настолько активно, что мест на всех не хватало, и, в конце концов, подобное строительство было запрещено – в противном случае скалы могли попросту развалиться и рухнуть.

Особенно много скальных монастырских комплексов расположено на территории Национального парка Гёреме, площадь которого составляет около 300 кв. км (добраться до одноимённого города лучше всего автобусом из Невшехира, что ходит каждые полчаса). Музей расположен в двух километрах от Гёреме и на сегодняшний момент считается самым большим монастырским комплексом этой местности: здесь находится около тридцати скальных храмов IX-XI ст., большинство из которых очень хорошо сохранились.

Время для путешествия

Лучшими месяцами для посещения Каппадокии в Турции считаются октябрь и апрель – погода в это время уже нежаркая, но ещё и нехолодная (кроме того, в это время значительно уменьшается количество туристов, а значит, возможность всё спокойно и беспрепятственно осмотреть, увеличится).

Поскольку именно в эти месяцы погода переходит от зимней к летней, в своём гардеробе желательно иметь одежду, рассчитанную на разную пору года – в начале апреля, например, температурные показатели могут составлять около +10°C, а уже в середине месяца +25°C.

Естественно, посетить эту местность можно и в другое время года. Нужно учитывать, что поскольку климат здесь умеренно континентальный, то летом погода здесь очень жаркая (около + 30°C), а дождей очень мало – в августе, который считается самым засушливым месяцем, бывает не более трёх дождей.

А вот Каппадокия зимой хоть и красива, но погода морозна: столбик термометра ночью вполне может опуститься до минус 15°C. Погода такая тут царит далеко не всегда, поэтому днём температурные показатели обычно колеблются от +1 до +5°C. Поэтому особых сложностей при посещении этой местности зимой нет – транспорт ходит хорошо, а в наиболее посещаемых местах снег убирают.

А вот от поездки в дальние и малопосещаемые долины лучше отказаться – мало того, что туда трудно добраться, так ещё и можно увязнуть в снегу, а в особо холодную погоду сюда нередко приходят волки.

Границы Каппадокии в различные периоды времени постоянно менялись. Сегодня этим именем принято называть ее основное ядро, которое находится в центральной части полуострова Малая Азия, в стороне, не имеющей выхода к морю. Оно представляет собой пустынное плоскогорье с континентальным климатом, расположившееся на высоте 1000 м над уровнем моря. На юге его окаймляют горы Эрджияс и Хасан, на север оно простирается рядами долин к соленому озеру Туз Гёлю и к реке Кызыл-Ирмак. В древности эти территории назывались Каппадокия Великая или Средиземноморская. Регулярно в склад Каппадокии включались земли, которые выходили к Черному морю: Каппадокия Малая, Верхняя или Понтийская (хотя в истории они чаще всего указываются под самостоятельным именем Понт, периодически являвшимся независимым государством).

Каппадокия славится своей уникальной геологией - она была сформирована вследствие интенсивной вулканической активности. Таким своеобразным строением она обязана двум периодам, встрече двух противоположных сил природы около 65-62 млн. лет назад: периоду извержения вулканов, в результате чего здешние земли были покрыты туфами и другими геологическими породами, и периоду эрозии и выветривания. В период, когда здесь начали образовываться горы, в частности хребет Тавр, в средней Анатолии образовались глубокие трещины в земле. Вследствие чего магма, извергающаяся на поверхность, образовала гряду вулканов, таким образом параллельно хребту Тавру выстроилась линия новых вулканов (Девели, Эрджиес, Хасан, Кейчибойдуран, Гюллюдаг и Мелендиз).

Следующий этап характеризируется эрозией и выветриванием. Благодаря континентальному климату со значительными и резкими перепадами температуры, в горных породах начали образовываться трещины. Деятельность льда и воды способствовала разрушению скал, вместе с воздействием рек и проливных дождей. Вот так образовались прославленные «каменные столбы» перибаджалары («камины фей») – останцы в форме каменных столбов и каменных грибов самых причудливых форм и очертаний.

Название «Каппадокия» происходит от языка древних хеттов, что в переводе означает «страна чистокровных лошадей». История Каппадокии берет свое начало с 5 тысячелетия до нашей эры. Весь долгий период своего существования эта местность находился на перекрестке цивилизаций, поочередно входя в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и других государственных образований, и служа полем боя для многочисленных войн.

Властвование Хеттской империи продолжалось на этой территории с XVIII по XII столетие до нашей эры. Пала она под натиском агрессивных племен и «народов моря», которые двинулись на Армянское нагорье.

Несколько столетий Каппадокия принадлежала персам. Отсюда в Персию регулярно транспортировали золото, мулов, баранов и лошадей. Непобедимая конница Дария и его сына Ксеркса имела в своем распоряжении 1500 замечательных каппадокийских скакунов, являющихся гордостью империи.

Александр Македонский отвоевал Каппадокию у персов. После того, как его империя распалась, страна некоторое время наслаждалась независимостью, но уже через 350 лет она стала римской провинцией. Римляне довольно странно повели себя в этой ситуации - они не стали переделывать здесь все на свой лад, а обошлись лишь строительством новых дорог. С давних времен через эту местность проходили торговые пути из Европы в Малую Азию – начиная с II тысячелетия до нашей эры, ассирийские купцы имели здесь представительства - «карумы».

Долина Земи:

Зерно христианства в этой стране гор и тенистых ущелий было посеяно апостолом Павлом в I столетии нашего тысячелетия, а первым епископом Каппадокии стал Василий Великий – именно на здешних землях после долгих лет странствований по Палестине и Египту он обрел гармонию и умиротворение.

Первые христиане начали строить здесь подземные города, чтобы защититься от набегов сарацинов – так тогда называли мусульман. Многоярусные лабиринты, созданные в те далекие времена, до сих пор сохранились в отличном виде. Небольшой отрезок времени Каппадокией владели византийцы, затем она надолго попала во владение турок-сельджуков. Они активно занимались строительством – на территории Турции сохранилось большое количество возведенных ими мечетей, крепостей и медресе – духовных училищ. Они строили мощные «дворцы для путников» - так называемые караван-сараи.

Султан-Хан – это караван-сарай, который находится на границе Каппадокии. Он являлся прекрасной защитой от превратностей кочевой жизни. Купцы могли здесь отдохнуть, пополнить запасы, переждать страшную жару или непогоду. Также странникам предлагались услуги врача, конюшни, бани-хамам и мечети. Туристическим центром Каппадокии считается городок Гёреме. На въезде в город располагается прекрасный музей под открытым небом, он представляет собой некую долину, где собраны древние скальные церкви с фресками на разнообразные сюжеты из Нового Завета.

Городок Гёреме:

Национальный парк Гёреме:

Каппадокия знаменита своими подземными городами, вырубленными в скалах первыми христианами, которые спасались в пустынных уголках Малой Азии в период правления императора Диоклетиана. Много веков в этих пещерах проживали люди. Около полвека назад неподалеку от каппадокийской деревушки Деринкую археологи обнаружили подземные города, уходившие вглубь земли более чем на десятки метров, представленные километровыми лабиринтами галерей, жилых и хозяйственных помещений. На семи ярусах подземелья находятся амбары, колодцы, трапезные, вентиляционные шахты, конюшни, винные погреба, тюрьма, церковь и школа. Дверью, закрывавшей ходы в пещерные города, служили огромные каменные валуны.

Сохранить секреты подземелья – было главной целью жителей города, от которой зависела их жизнь. В дни, когда в город наведывались арабы или даже монголы жители уходили под землю. В переходах и штольнях хранились запасы провизии. У всех городов были потайные выходы. Многоярусность, вентиляция и потайные выходы делали такой город безопасным и неприступным.

В узком коридоре кое-где есть ступеньки, вырубленные прямо в породе. Внутри царит полумрак и приятная прохлада – здесь особенно приятно побывать после уличной жары. Посетив это место, следует обратить внимание на цвета стрелок, изображенных на стенах, синие ведут к выходу, а красные – вниз, вглубь подземного города. С двух сторон от этого прохода располагаются просторные помещения – это и есть квартиры обитателей древнего города.

В центральной части Каппадокии находится одно из самых густонаселенных поселений данного района - Учхисар:

Учхисар известен также своей крепостью, вырубленной в скале:

Крепость стоит на вершине холма, поднявшись на который, можно охватить взглядом почти всю Каппадокию, в том числе Долину Любви, о которой сложено немало легенд и сказаний:

Внимательные читатели заметят на этом фото собаку:

Каппадокия славится своими мастерами: гончарами, виноделами, ткачами и резчиками по камню. Через эту местность протекает самая длинная река Турции - Кызыл-Ирмак - Красная река. Свое название она получила благодаря красному окрасу воды, что связано с составом глины, окрашенной солями железа. Еще задолго до нашей эры на ее глинистых берегах вырос город, который сегодня называется Аванос. Гончарное искусство в этой местности было распространено еще в период властвования хеттов – их технику до сегодняшних дней используют ремесленники Аваноса. Каждое изделие сушат на солнце в течение трех дней, затем отправляют на обжиг. В печку, в которой обжигают посуду, добавляют не только дрова, но и пучки овечьей шерсти, солому и изюм. Благодаря такому особенному методу обработки, посуда, изготовленная местными гончарами, звенит словно колокольчик, если по ней стукнуть пальцем.

Богатая история здешних мест вдохновила знаменитого поэта Иосифа Бродского на написание стихотворения “Каппадокия”, в котором рассказывается о войнах Митридата. Есть предположение, что необычными ландшафтами Каппадокии и ее подземными домами вдохновлялся Джордж Лукас при создании фантастических ландшафтов Татуина в фильме «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда». Более того, жители могут показать места, где якобы происходили съемки фильма. Те, кто имел счастье побывать в Каппадокии, постоянно рассказывают о том, что когда над этими местами сгущаются сумерки, а люди погружаются в царство Морфея, из своих подземных тайников на вершину одной из скал вылетают добрые феи. Но увидеть их могут лишь те, кто имеет чистое, доброе сердце, и кто не утратил способности верить в волшебство и сказки.


Современная Каппадокия является крупным туристическим центром, который ежегодно посещает множество туристов. Добраться сюда можно с помощью автобуса из любого города Турции.

Где остановиться?





К услугам туристов предлагаются самые разнообразные гостиницы и отели, отвечающие вкусу и требованиям любого клиента. Здесь есть элитные отели, проживание в которых начинается от 269 евро за ночь, а есть и довольно простые гостиницы, дизайн которых напоминает устройство традиционного турецкого дома, с вполне доступными ценами.

Достопримечательности Каппадокии



В Каппадокии сохранилось около 350 христианских церквей, которые, в основном, относятся к 9-му-11-му векам нашей эры. Хотя встречаются и более древние. Все они вырублены прямо в скалах, а их убранство не поражает роскошью или размерами. В некоторых храмах роспись нанесена прямо на голые стены. В более позднее время техника росписи была усовершенствована, и фрески начали наносить на основу из гипса. Многие из них отлично сохранились, так как никогда не подвергались воздействию солнечного света.

В наше время в христианских храмах службы уже не проводятся, лишь раз в году, весной сюда приезжает Константинопольский Патриарх Варфоломей, который проводит молебен в некоторых церквах.



В долине Земляных Пирамид , которая находится в 17 километрах от города Невшехир, находится множество скальных церквей, среди которых , датируемая 11-м веком, первоначально возводимая как монастырь, церковь с пряжкой, считающаяся самой большой из наскальных храмов, церковь с сандалиями, состоящая из двух этажей, церковь с яблоками, получившая такое название благодаря яблоням, расположенным вокруг храма, Змеиная церковь, относящаяся к 11-му веку, церковь Святой Варвары и Девичий монастырь.



Подземные города наравне со скальными церквами являются главными достопримечательностями Каппадокии. Самым большим из них является Деринкую, глубина которого составляет 85 метров. Когда-то здесь одновременно проживало около 10 тысяч человек.



Еще один подземный город - Каймаклы, в котором на сегодняшний день пока что раскопано всего шесть подземных этажей.

Известен и Озконак, который еще не очищен полностью, поэтому не установлена точная площадь этого подземного города.
Вырубать города в скалах начали еще в первом тысячелетии до нашей эры. Таким образом местные жители скрывались от многочисленных врагов. В этих городах отлично работает система вентиляции. На нижних этажах может быть даже очень холодно, поэтому при посещении этих достопримечательностей стоит захватить какую-то теплую одежду.


Посещать Каппадокию лучше всего весной, в начале лета и осенью, то есть в то время года, когда здесь нет изнуряющей жары. Музеи работают ежедневно, с 8 утра до пяти вечера. Стоимость входного билета в подземный город составляет 15 лир, то есть около 8 долларов.



Каппадокия известна как центр гончарного производства. Здесь находится множество маленьких фабрик, производящих керамическую посуду и сувениры. За небольшие деньги можно приобрести прекрасную настенную тарелку или глиняный кувшин, которые долгие годы будет напоминать о путешествии в чудесную страну Каппадокию.

(англ.) русск. ). Одно из племён Каппадокии, о котором он упоминает - мосхи , отождествляемые Флавием Иосифом с библейским Мешехом , сыном Иафета : «Мосохенцы, родоначальником которых является Мосох, носят теперь название каппадокийцев» .

Местоположение

Каппадокия на карте Малой Азии. Обозначены другие границы эллинистических государств и римских провинций

В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия , не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 метров над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (3864 м, Аргейская гора) и Хасандаг (3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызылырмак и солёному озеру Туз .

Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызылырмак) и Ирис (ныне Ешильырмак) с многоводным притоком Ликом (ныне Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт , с северо-востока - Армения , на востоке Месопотамия , на юге Сирия и Киликия .

Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская . Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю , они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя , (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт , являвшимся время от времени независимым государством).

Города

Большинство городов Каппадокии либо известны с древнейших времён и упоминаются во многих источниках античности, либо были основаны исламскими завоевателями ок. XIII в.

Исторические области Малой Азии во времена классической античности

Язык и население

Каппадокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов.

Для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (армяне , греки) неиндоевропейскими (турки).

В 1912 г. в Каппадокии (совр. илы Кайсери, Нигде, Аксарай и Невшехир) проживали: турки - 202 927 чел., греки - 78 719 чел., армяне - 39 489 чел.

С преобразованием империи в 1919 году регион оказался в составе Турецкой республики (официально с 1923 года). В результате административной реформы регион оказался поделённым между административными провинциями Невшехир , Кайсери , Аксарай и Нигде . В 1923 году состоялся Греко-турецкий обмен населением , когда эти земли покинуло грекоговорящее население, жившее там веками, а остались лишь турки. Кроме того, региона коснулось истребление армян .

В III веке в Каппадокии родился христианский великомученик Георгий Победоносец , наиболее почитаемый святой этого имени.

Армяне в Каппадокии

Ряд исследователей считает коренных жителей Каппадокии народом, родственным армянам и фригийцам . Политика Византии в отношении армян сыграла важную роль в истории Каппадокии. Гранича на северо-востоке с Малой Арменией , а на востоке - с Великой , Каппадокия издавна испытывала демографическое влияние этой нации, но в этот период оно приобрело особый размах. Византийская империя в условиях борьбы с Багдадским халифатом занималась насильственным переселением армян из Армении в Малую Азию. Имела место и обычная, достаточно интенсивная эмиграция из захваченной арабами Армении, вызванная той же войной. Переселение на византийские территории осуществлялось, главным образом в Каппадокию (VII-IX вв.), а также в Месопотамию , Киликию и Сирию . «Так, например, византийский полководец Лев в 688 году разорил 25 округов Армении и выселил оттуда в Малую Азию 8000 семейств. В 747 году , в 751 году , в 752 году армяне были переселены в Малую Азию из Мелитены и Карина (Эрзурума)» . Пик, вызванный агрессией Византии и вторжением сельджуков , пришёлся на XI в. К примеру, в -1021 годах император Василий II переселил из Ванской области в Себастию (Малая Азия) 15 тысяч армянских семейств . Византийские императоры, уничтожив Васпураканское, Анийское и другие армянские царства, предоставили Багратидам, Арцрунидам и другим царским и княжеским родам новые владения на территории империи. Эти правители концентрировали в своих руках власть по мере ослабления самой Византии, вдоль восточной границы которой возникли армянские княжества на землях, обитаемых армянами, в том числе и в Каппадокии.

Одним из подобных вассальных государств стало Арцрунидское царство, которое возникло в Себастии в -1020 годах при царе Сенекериме , когда этот правитель вместе с третью всего населения своей Васпураканской области покинул свои земли и переселился в верховья Кызыл-Ирмака. Это первое вассальное армянское царство, возникшее в Каппадокии, в состав которого входили Себастия, а также ряд городов и уездов между Понтийскими горами и Ефратом. Византия надеялась использовать его как один из барьеров против сельджуков. Армяне титуловали Сенекерима «царём Армении», тогда как Константинополь даровал ему лишь титул «патрика» (11-й ранг в правительственной иерархии Византии), «полководца» Каппадокии или «дука Месопотамии и стратега Каппадокии» . После смерти этого правителя в 1026 году при его наследниках государство продолжало расширять свои границы, пока не было захвачено сельджуками в 1080 году .

Следующий период характеризуется эрозией и выветриванием . Благодаря резко континентальному климату Каппадокии с внезапными и значительными перепадами температуры, в горных породах образовывались трещины. Вода и лёд способствовали разрушению скал, наряду с проливными дождями и воздействием рек. (В образовании долин этой местности особую роль сыграли р. Кызыл-Ирмак и впадающие в неё р. Невшехир, Дамса и их притоки). Они разрушали вулканические породы. С течением времени из вулканической породы образовывались отдельные холмы.

Каменные столбы

Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» худу , или перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей» , - останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Геологический разрез этих образований выглядит следующим образом:

  • наверху расположены базальты и андезиты
  • а внизу - туфы

Долина Паша Баглари (Пашабаг). Невшехир, Аванос, Чавушин, нац. парк Гёреме

Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же (благодаря процессу разрушения) увидеть их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфовых столбах. Под ними видна четкая горизонтальная линия, обозначающая границу скалы и туфа. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Не защищённые сверху останцы разрушаются полностью. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде , продолжается и до наших дней .

Туфовые конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака , Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма - «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т. н. Love Valley (Нижняя долина, она же Долина пенисов, Penis Valley) , скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов (см. илл. ).

К началу III века до н. э. Каппадокия была разделена на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном . Пять из них находились на Тавре: Мелитена, Катаония, Киликия, Тианитида и Гарсавритида. Названия других пяти были: Лавинсена, Саргаравсена, Саравена, Хаманена, и Моримена.

В смутное время после смерти Ариарата IV ( -) Каппадокия оказалась во власти Понта , что произошло благодаря активной деятельности вышеупомянутого понтийского царя Фарнака I .

Вдова Ариарата V Филопатора Лаодика (Ниса?), чтобы продлить время своего правления, убила одного за другим пятерых своих сыновей . В - годах до н. э. власть в стране фактически оставалась в её руках, чтобы затем перейти к её шестому сыну Ариарату VI . Царь соседнего Понта Митридат V Эвергет ввёл в Каппадокию войска, «чтобы поддержать малолетнего наследника», а затем женил его на своей дочери Лаодике.

Как отмечают историки, одним из источников дохода страны являлась работорговля, которую организовали цари Каппадокии и Вифинии, заполняя, например, невольничий рынок острова Делос , поставлявшего рабов в Рим . О каппадокийских рабах упоминают поэты Гораций , Персий , Марциал , Ювенал .

Основные даты

Список правителей Каппадокии

Персидские сатрапы Каппадокии Ариартиды
  • Ариарат IV Евсеб
  • Ариарат V Филопатр
  • Ариарат VII Филометор
Ариобарзаниды Македонские сатрапы
  • Эвмен (323-316 до н. э.)
  • Аминта (302-301 до н. э.) - наместник
Ариартиды (350-95 до н. э.)

  • Регент Гордий (101-96 до н. э.)
  • Ариарат IX (96-95 до н. э.)
  • Ариарат VIII (вторично; 95-86 до н. э.)
Ариобарзаниды (95-36 до н. э.)
  • Ариобарзан I Филороман (95-62 до н. э.)
  • Ариобарзан II Филопатр (62-52 до н. э.)
  • Ариобарзан III (52-42 до н. э.)
  • Ариарат X (42-36 до н. э.)
  • Архелай (36 до н. э. - 17 н. э.; не происходил из рода Ариобарзанидов). Супруга - Пифодорида
Армянские правители и цари
  • Сенекерим Арцруни (1022-1026).
  • Давид , сын (1026-1065).
  • Атом , сын (1065-1083)
    • Абусахл , брат (соправитель: 1065-1083)

С XI-XV вв. начинается активная исламизация данных земель.

Пещерные поселения Каппадокии

В мировой культуре

В литературе

В кинематографе

В компьютерных играх

  • Каппадокия является одной из локаций в игре Assassin’s Creed: Revelations

Достопримечательности и туризм

Каппадокия является одним из туристических центров Турции . Это связано с наличием уникальных достопримечательностей, созданных как силами природы, так и руками человека.

Основные группы достопримечательностей провинции:

  • Вулканические ландшафты - скалы и останцы причудливых очертаний, созданные в процессе выветривания .
  • Пещерные и подземные города - поселения, вырубленные в мягких породах скал или под землей.
  • Каньоны - сочетают в себе специфические фигуры выветривания и, нередко, пещерные поселения.

Большая часть достопримечательностей Каппадокии расположена в округе города Ургюп . Здесь находятся Гёреме , Зельве , Чавушин, Учхисар и другие музеи под открытым небом .

Туристический сервис в Каппадокии налажен на уровне основных курортов Турции. Есть отели всех видов, от домов усадебного типа до специфических пещерных гостиниц. Транспортное сообщение - автомобильное, на автобусах или маршрутках, позволяет добраться до основных достопримечательностей. Туристические офисы различных компаний располагаются во всех городах, предоставляя услуги гидов и всевозможные экскурсии по провинции.

См. также

  • Великие каппадокийцы - Отцы Церкви
  • Каппадокийский греческий язык - считается возможно вымершим языком .
  • Караманлиды - одна из населявших Каппадокию народностей.
  • Монастыри Метеоры - другой пещерный монашеский комплекс

Списки:

Примечания

  1. Richard Nelson Frye . . - Verlag C.H.Beck, 1984. - P. 70. : "The position of the Cimmerians in the great power struggle between Assyria and Urartu is not easy to determine, but it seems that they moved westward against Phrygia and into Cappadocia, from whence probably the name Gomer came into the Bible and Gamirk " in Armenian."
  2. Schmitt, R. Kappadoker // Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. - Berlin: Walter de Gruyter , 1980. - Bd. 5. - S. 399. и Summerer, L. Amisos - eine Griechische Polis im Land der Leukosyrer // Pont-Euxin et polis: polis hellenis et polis barbaron. Actes du X e Symposium de Vani, 23-26 septembre 2002: Hommage à Otar Lordkipanidzé et Pierre Lévêque / Kacharava, D. ; M. Faudot et E. Geny, éd.. - Besançon: Institut des Sciences et Techniques de l"Antiquité, 2005. - P. 129-166. - 298 p. - ISBN 978-2848671062 . . Согласно более старой теории (Ruge, Walther. Kappadokia //
Советы