Золотой храм дамбуллы. Дамбулла, храм (Шри-Ланка): история, фото, время посещений Поезд коломбо дамбулла

Есть на Шри-Ланке тихий и уютный курортный город Дамбулла – там можно спокойно отдохнуть, удалившись от повсеместной современной суеты. Основной достопримечательностью этого курорта является храм Дамбулла – он находится на южной окраине города, на горе высотой 350 м выше уровня моря.

Чтобы осмотр храма был интересным мероприятием, а не просто хождением по гротам среди многочисленных скульптур, понадобятся некоторые знания и создание определённого настроя. Это поможет лучше ощутить атмосферу необычного места Шри-Ланки и многократно усилит впечатление от всего увиденного.

Что собой представляет храмовый комплекс Дамбулла


Для начала стоит уяснить, что вопреки распространённому мнению, эта знаменитая достопримечательность – не что иное, как два совершенного разных храма. Первый, Золотой храм Дамбулла, – это сравнительно новая постройка, которой немногим более 250 лет. Второй, Пещерный храм, является древним монастырским комплексом, возраст которого учёные до сих пор не могут установить точно, называя лишь приблизительную цифру: 22 столетия.

Эти храмы на Шри-Ланке объединили в один комплекс, который был признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотой Храм расположен под горой, рядом с дорогой, парковкой для автомобилей и остановкой автобуса. В этом здании расположены разнообразные помещения администрации и Музей буддизма. Экспозиция музея состоит в основном из даров, в разные периоды преподнесённых храму, фотоснимков руководителей монастыря и информации о них, а также скульптур Будды и картин с историей его жизни.


Чтобы попасть в Пещерный храм Дамбуллы , нужно подняться по ступенькам. Этот храм состоит из 5-и главных пещер, открытых туристам для осмотра, а также из большого количества гротов, не представляющих никакого интереса из-за отсутствия в них росписей, скульптур и прочих ценностей. Ступени ведут к площадке, с которой взору открывается находящаяся под отвесной стеной снежно-белая колоннада – за ней и располагаются храмовые пещеры:

  • Дева Раджа Вихария (храм Короля Богов).
  • Маха Раджа Вихария (храм Великого Короля).
  • Маха Алут Вихарая (Великий Новый храм).
  • Паччима Вихарая (Западный храм).

А сейчас немного информации о каждой из них.

Дева Раджа Вихария


Первое, что видит вошедший в эту пещеру человек – это огромная 14-метровя скульптура лежащего Будды, занимающая большую часть пространства. Она вырезана из естественной породы, причём сзади по всей своей длине, она осталась соединённой со скалой.

В этой пещере есть ещё 5 статуй. В северной её части установлена небольшая фигура бога Вишну, а в южной – фигура Ананды (ученик Будды).


Места в этом святилище мало. Паломники и туристы, желающие всё хорошенько рассмотреть, вынуждены сильно тесниться.

В Дева Раджа Вихария постоянно собираются паломники, служители приносят Будде подношение – еду. Здесь всегда горят свечи и благовония, из-за которых стены сильно закоптились и роспись почти не различима. Тем не менее, с левой стороны от Будды, хоть и плохо, но видны отдельные эпизоды из его жизни.

Маха Раджа Вихария


Эта самая просторная, королевская пещера, достигает в длину 52,5 м, в ширину – 23 м, в то время как высота, начинаясь от 6,4 м, постепенно уменьшается и в глубине пещеры её свод переходит в арку.

При входе здесь с двух сторон стоят каменные статуи-привратники.

Всего в этом святилище установлено 40 статуй Будды, пребывающего в медитации, и 10 статуй Будды стоящего. Главные скульптуры пещеры – это статуя Будды, стоящего под аркой, имеющей форму дракона Торана. Фигура Будды помещена на круглом пьедестале, сделанном в виде цветка лотоса.

С правой от входа стороны, на круглом широком постаменте, установлены ступы, высота которых 5,5 м. Вокруг этого постамента размещены 4 фигуры Будды, сидящего на кольцах кобры.


Все стены и своды пещеры расписаны изображениями сцен из жизни Будды, причём для этого использовались яркие, по большей части, жёлтые краски.

Только в Маха Раджа Вихария можно наблюдать настоящее природное чудо: вода собирается и струится по стенам, не реагируя ни на какие законы природы. Удивительно, но она стремится по стенам вверх, а оттуда капает в чашу из золота – именно вокруг этой чаши стоят фигуры Будды, пребывающего в состоянии глубочайшей медитации!

Учёным, которые изучают историю религии, эта пещера Шри-Ланки тоже очень интересна. Ведь в помещении можно увидеть скульптуры Будды и находящиеся рядом фигуры древних божеств, почитаемых людьми ещё до возникновения буддизма.

Маха Алут Вихарая


Эта пещера была оформлена в святилище в XVIII веке, кода правил Кирти Шри Раджасинха, последний король Канди. У входа в пещеру находится статуя этого короля – последнего правителя, вносящего существенные суммы на содержание Пещерного храма.


Все своды святилища (длина 27,5 м, ширина 25 м, высота 11 м) покрыты яркими фресками – здесь около 1000 изображений Будды, смотрящих на посетителей с высоты. Скульптурных изображений Будды стоящего и сидящего в позе лотоса здесь тоже немало – 55 штук. А в самом центре помещена огромная 9-метровая статуя Будды, спящего на ложе – она очень сильно похожа на статую из пещеры Дева Раджа Вихария. Из-за такого множества Будд, выкрашенных в ярко-жёлтый цвет, у человека возникает странное ощущение перемещения в какую-то иную реальность.

Паччима Вихарая


Пещера Паччима Вихарая храма Дамбулла на Шри-Ланке является самой скромной, если сравнивать её с остальными. Её длина составляет 16,5 м, ширина 8 м, а свод, резко понижающийся в глубине пещеры, достигает в высоту 8 м.

В этом святилище находится 10 скульптур Будды. Главная фигура, изображающая Будду в позе медитации и украшенная драконом, вырезана из той же скальной породы, из которой состоит пещера. Все другие статуи располагаются в ряд с двух сторон от главного изображения.

В центре пещеры помещена ступа Сома Чайтья, которую когда-то использовали в качестве сейфа для сбережений драгоценностей.


До 1915 года на Шри-Ланке эта пещера использовалась как склад, но после реставрации ей было возвращено сакральное назначение. В этом самом ярком, насыщенно красками храме, установлено 11 статуй Будды, есть также другие фигуры.

Время работы, стоимость билетов


Кассы, расположенные справа от украшенного величественной статуей Будды Золотого храма, открыты с 7:30 до 18:00, есть перерыв с 12:30 до 13:00 . Если сразу подняться к Пещерному храму, то потом нужно будет вернуться обратно, чтобы купить билет.

Парковка находится здесь же, её невозможно не заметить – она совершенно бесплатная, хотя предприимчивые ланкийцы могут запросить 50-100 рупий. Иногда стоит их заплатить, например, за сохранность шлёмов, которые остаются на руле байков или мотоциклов.

Билет на пребывание в храмовом комплексе Дамбуллы на Шри-Ланке стоит 1500 рупий , то есть, приблизительно 10-11$.

Что важно знать туристу

  1. Приезжать на осмотр храмового комплекса желательно с самого утра, так как позже, в жару, будет тяжелее подниматься к пещерам. В дождь нужно быть осторожным, потому что ступени, которые ведут к пещерам, будут скользкими.
  2. При посещении храмов Шри-Ланки не нужно забывать о соблюдении некоторых местных традиций. Во многом это касается одежды – она должна закрывать плечи и колени.
  3. Перед входом в храмы обязательно нужно снимать обувь. У входа, до билетного контроля, есть камера хранения обуви (услуга стоит 25 рупий), хотя обувь можно оставить и просто так, но тогда за её сохранность никто отвечать не будет. Кстати, пол в пещерах никак нельзя назвать приятным, и чтобы не ходить босиком, можно взять с собой носки.
  4. Пещерный храм Дамбулла на Шри-Ланке и фото на его территории – это особый вопрос. Нельзя фотографироваться, стоя к Будде спиной, так как это считается огромным неуважением, особенно, если речь идёт о действующих храмах.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Как добраться к храмовому комплексу

Город Дамбулла находится в точке пересечения основных дорожных магистралей острова, благодаря чему в Пещерный храм можно заехать во время любой поездки по Шри-Ланке. Добраться в этот город можно на автобусе, такси или же на взятом в аренду автомобиле.

Дамбулла соединяется автобусными маршрутами с Коломбо и со всеми городами, входящими в «Культурный Треугольник Шри-Ланки» (Канди, Сигирия, Анурадхапура, Полоннарува). Покупать билет заблаговременно не нужно, поскольку автобусы ходят часто – но только днём, ночью рейсов нет. Городская станция, на которую прибывают и с которой уходят автобусы, находится недалеко от Пещерного храма Дамбулла: пешком идти 20 минут, но можно за 100 рупий взять тук-тук. Есть транспорт, проезжающий у храма, так что выйти можно прямо там.

Итак, как доехать к Золотому и Пещерному храму в городе Дамбулла.

Из Коломбо

На автомобиле нужно ехать по трассе А1 Коломбо – Канди до города Варакапола, а затем переместиться на трассу А6 Амбепюсса – Тринкомали и двигаться по ней до Дамбуллы. Чтобы попасть в Пещерный храм, уже в городе нужно свернуть на трассу А9 Канди – Джаффна и проехать по ней 2 км. Общая протяжённость дороги – 160 км, время в пути составляет около 4-х часов.

Автобусы из Коломбо в Дамбуллу отправляются с Центральной автостанции. Подходят рейсы, которые идут в сторону Тринкомали, Джафны и Анурадхапуры, причём выбирать нужно автобус, номер которого начинается на 15. Но перед посадкой нужно уточнить, проходит ли данный транспорт через Дамбуллу.

Дорога занимает 5 часов. Билеты на некоторые автобусы можно забронировать онлайн на сайте www.busbooking.lk, здесь же можно посмотреть расписание и стоимость билетов.

Есть ещё один вариант – ехать до Канди, а уже оттуда добираться до Дамбуллы. Подробная информация, как добраться до Канди и что там можно посмотреть представлена в .

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Поездка на автомобиле займёт около 2-х часов. Следуя 75 км по трассе А9 Канди – Джафна в северном направлении, получится доехать непосредственно к Золотому храму, стоящему слева от дороги.



Поездка на автобусе является самым дешёвым способом попасть в храмы Дамбуллы – она обойдётся в 70 рупий (0,5 $). Можно воспользоваться любым рейсом, который следует в сторону Джафны, Дамбуллы, Тринкомали, Хабараны, Анурадхапуры.

Ещё один вариант доехать из Канди в город Дамбулла – договорится с местным водителем тук-тука. Такая поездка по времени займёт в среднем 2 часа, а её стоимость составит от 3000 рупий (20 $) и больше.

Из Велигамы, Галле, Матары, Хиккадувы

Поездки из юго-западной и южной части острова Шри-Ланка будут более сложными, и есть смысл подумать об осмотре нескольких достопримечательностей. Самым быстрым способом добраться в Дамбуллу будет маршрут через Коломбо. Так как восточная часть Шри-Ланки имеет не очень хорошо развитую дорожную сеть, к тому же дороги идут по горам, то дорога займёт много времени.

На автомобиле нужно перемещаться по трассе E01, переходящей в E02, до Коломбо, потом переместиться на трассу А1, и ехать, как описано в пункте «Из Коломбо». Поездка до Коломбо продлится приблизительно 1 час. Нужно учесть, что скоростные трассы E01 и E02 платные – 600 рупий (4 $).

Оптимальная возможность добраться в храм Дамбулла – воспользоваться экспресс-рейсом, следующим до Махарагамы (это пригород Коломбо) . Эта поездка обойдётся в 500 рупий (3,5 $), а по времени займёт 1,5 часа. После этого нужно ехать на автобусе 138 до Центральной автостанции Коломбо – цена билета 30 рупий (0,25 $), время в пути около получаса. Как ехать дальше, читайте рекомендации из пункта «Из Коломбо».

Цены на странице приведены на март 2018.

Похожие записи:

Привет, друзья. В последнее время удается совсем редко писать на ввиду сильных жизненных изменений. Кстати, Андрей уже вернулся из краткосрочных скитаний по Ирану (и не только), и готов рассказать об этом в праздничные дни на мероприятии, которое состоится в нашем городе Кирове 8 января. Немного жаль, что пока только в рамках нашего города проходят такие встречи, но лучше двигаться маленькими шагами, чем стоять на месте.

Простите, я отвлеклась. Мы с вами еще путешествуем по Шри-Ланке и сегодня в планах рассказать о том, почему пещерный храм Дамбуллы называют Золотым , а так же, что скрывается за древними стенами его многочисленных пещер.

Как добраться до Дамбуллы.

Город расположен в 150 километрах от столицы между , и . Самым простым способом добраться до Дамбуллы является местный автобус:

  • цена проезда Канди- Дамбулла стоит примерно 100 рупий.
  • проезд Коломбо — Дамбулла– примерно 250 рупий (4 часа с кондиционером)
  • проезд из Полоннарувы или Анурадхапуры- около 80 рупий.

После «облома» с как-то очень грустно и медленно мы автостопом добирались до Дамбуллы, хотя городок находится всего в 12 км. от исходного пункта. Высадили нас где-то вначале города, поэтому оставшийся путь до Золотого храма пришлось топать по дневной жаре с рюкзаками. Исходя из имеющегося опыта, мы решили, что было бы неплохо выпросить у какого-нибудь иностранца использованный билет, вдруг повезет «проскочить» по нему бесплатно.

Как будто, услышав наши мысли, судьба послала нам навстречу молодого европейца, который неторопливо шагал по другой стороне дороги в обратном направлении от пещерного храма Дамбуллы .

Андрей уже пробовал выпросить у иностранцев билеты, чем вызвал с их стороны только подозрение и нежелание сотрудничать с «халявщиками», поэтому на сей раз «на охоту» отправилась я.

Сначала молодой иностранец тоже сделал вид, будто его билет где-то затерялся или он вообще его выбросил за ненадобностью. Однако, после моего откровенного недовольства слишком завышенными ценами на достопримечательности в стране, он неожиданно молча достал билет из рюкзака и, сочувственно протянул мне.

Получив на руки «халявный» билет, мы с Андреем уселись в тени, чтобы перекусить. Наверное, это было верным решением, не смотря на то, что чуть позже мы случайно попали на званый пикник по «шри-лайнкийски». Потому что такого ужасного приглашения, мы еще ни от кого не получали.

Мы поели и отправились далее по дороге до Золотого храма Дамбуллы, естественно по пути осматривая «бесплатные пролазы». Ведь если верить цифрам на билете, стоимость для взрослых в храм составляет 10$. Мы понимали, что найти «дыру» было практически бесполезно, потому что пещерныйхрам Дамбуллы расположился на высоте 350 метров в горе. Но, надежда умирает последней.

Пикник с местными у пещерного храма Дамбуллы.

Через дорогу от пещерного Золотого храма, так полюбившегося паломникам, находится парк отдыха. Туда мы и решили завернуть на полчаса для обдумывания дальнейших действий. На самом деле назвать зеленую зону с кучей мусора и толпами обезьян местом отдыха довольно сложно, но у нас особо выбора не было.

Приметив небольшую группу местных, которые не сильно беспокоились на счет хитрых хвостатых зверьков, и устроили себе пикник на траве, мы бросили рюкзаки в нескольких метрах от них, решив, что это наиболее безопасный вариант для привала.

Я еще не успела поставить свой «вещмешок» на землю, как услышала оклик со стороны отдыхающих местных. Женщины и дети, широко улыбаясь, махали нам руками и призывали присоединиться к их трапезе.

Мы скромно подтащили свои вещи к компании, и уселись в кругу. Английского никто, конечно же, не знал, поэтому приходилось «отмахиваться» жестами и глупо улыбаться.

Через 5 минут мне подали тарелку, большую часть которой занимал коричневый по цвету рис (наверное, сорт такой), вызывающий ассоциации о гречке, и немного жарено-вареной мелкой рыбешки. Последнее я автоматически зацепила кончиком вилки, проверить степень остроты блюда. Ага, придется есть один рис, ибо рыба тест не прошла.

Пока мы ели, какой-то из мужчин постоянно демонстрировал большой «беременный» живот своей жены и мягко намекал на то, что им не помешали бы лишние деньги, к примеру, около 1000 рупий. Мы с Андреем поначалу опешили от такой наглости, а потом просто делали вид, что не понимаем, о чем речь.

После обеда нам предложили зеленые бананы, которые с неохотой ели снующие рядом обезьяны, а потом и мы постарались быстренько ретироваться. Я все же решила снять золотистого цвета браслет с руки и одеть его на маленькое запястье самой скромной девочки, которая мне больше всех понравилась. После чего мы распрощались и отправились искать место подальше от обезьян и жадных до денег местных.

Почему храм в Дамбулле называют Золотым?

Ничего другого не пришло в голову, как зайти на территорию парковки рядом со Золотым храмом Дамбуллы. Мы прошли за последнее здание, где было спокойнее всего. Там Андрей вновь оставил меня с вещами, а сам отправился проверять использованный билет.

Как выяснилось позже, по самой территории можно погулять и без билета, а вот если вы хотите посмотреть основные прелести храма, ради которых туристы сюда едут, наличие билета обязательно. Причем, «просочиться» без проколотой дырочки и штампа нереально в виду не слишком широкого прохода. А билет, на котором все это уже есть, можно даже не показывать.

Так что же можно увидеть за 10 баксов, добравшись до пещерного храма в Дамбулле? Давайте выяснять вместе.

Кстати, храм стали называть «золотым» не спроста. Первые пещеры храма Дамбуллы, а их здесь около 80, были основаны аж в I веке до н. э. История гласит, что временем основания храма считается период, когда изгнанный из Анурадхапуры король Валагамбахапровел в пещерах Дамбуллыболее 14-ти лет. А после возвращения трона в знак благодарности за помощь монахам, возвел первый пещерный храм и подарил его Буддистскому Ордену.

А вот Золотым он начал называться, когда в XII веке один из правителей из 153 статуй Будд, имеющихся в храме, 73 из них покрыл чистейшим золотом.

Если пройтись по нескольким пещерам храма, украшенных в желто-оранжевых тонах, складывается ощущение дорогого (золотого) убранства.

Но, не только этим знаменит Золотой храм, ведь его еще называют древним и пещерным. Древним, потому что возраст некоторых из статуй превышает 2000 лет! А с пещерами мы уже выяснили, их в храмовом комплексе слишком много.

Правда, выделяют всего 5 основных, потому как они больше остальных по своим размерам. А внутри, конечно же, статуи Будд в различных позах. Если сами статуи выглядят еще более или менее прилично, то фрески на стенах, порой, совсем не разглядеть. Если они, конечно, не прорисованы по-новому.

В принципе, кроме статуй и расписанных фресками потолков и стен пещер из жизни Будды там больше нечего смотреть. Поэтому мы не стали на пещерном храме Дамбуллы долго задерживать свое внимание, и пока позволял световой день, отправились дальше. А дальше перед нами во всей своей красе предстал , о котором мы расскажем в следующий раз.

Перед тем, как туда отправиться, нам предстояло решить вопрос с ночевкой. В тот день мы были любимчиками судьбы, и на дороге нас подобрал водитель микроавтобуса, который зарабатывает тем, что развозит туристов по достопримечательностям.

Он был настолько радушен, что пригласил нас к себе домой, где я впервые в жизни опробовала на себе, что значит принимать душ на улице без стенок, причем выходящий практически на проезжую часть дороги. Было незабываемо. Нет, голышом я не мылась, а вот мокрой, облепившей мое тело, простыней, возможно и порадовала пару любопытных взоров. Купание в стиле «а-ля шри-ланка» удалось!

Продолжается. Исследуя достопримечательности Культурного треугольника, мы приехали в небольшой городок Дамбулла (Dambulla), знаменитый на всю страну тем, что здесь находится пещерный комплекс и золотой храм. Это скальный храм, у входа которого сидит огромная статуя Будды, а в самих пещерах хранятся другие древние изваяния Просветленного. Увидеть его я хотела давно, и вот наконец мне удалось это сделать. Место это было облагодетельствовано одним из царей Анурадхапуры в благодарность за 14-летний приют. Сейчас Дамбулла превратилась в место паломничества для буддистов со всего мира. Что такое золотой или пещерный храмы Дамбуллы, чем интересно это место, как туда добраться и осматривать я расскажу в этой статье.

Дамбулла (Dambulla) — это не очень большой город в центральной провинции Матале Шри-Ланки, известный с давних времен. Туристы приезжают сюда исключительно ради Золотого храма и выдолбленных в скале пещер (пещерного храма I века до н.э.), где собрано большое количество статуй Будды. Этот объект включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Описание

Главные достопримечательности Дамбуллы — золотой и пещерный храмы — находятся на 340-метровой гранитной одиночно стоящей скале, расположенной прямо посреди города. Вход к горе, где находится самый крупный в Азии пещерный храм Дамбулла , украшен 30-метровой статуей Будды, практически самой большой в Азии. Но, конечно, ее нельзя сравнивать с Буддой на острове Хайнань (Китай). Высота китайской статуи — 71 метр, и это в два раза больше, чем Золотой Будда в Дамбулле. А пещеры находятся выше, к ним ведет каменная лестница.

Внутри горы находятся многочисленные ниши (5 пещер и 25 скальных келий), поверхность которых расписана буддистской живописью (более 1500 росписей общей площадью около 2100 м 2). Там находятся 153 большие статуи Будды, 73 из которых покрыты золотом, а также 3 статуи королей Шри-Ланки и 4 статуи богов и богинь. Все они хорошо сохранились, несмотря на то, что возраст некоторых превышает 2000 лет.

Дамбуллу называют золотой скалой не просто так: бежавший от преследования царь Анурадхапуры Валагамбаху, живший в I веке до нашей эры, озолотил это место в знак благодарности. Царь скрывался в Дамбулле 14 лет, а когда вернул себе трон, не позабыл о спасении. Через тысячу лет другой царь тоже проявил щедрость к монастырю. И скала в буквальном смысле стала золотой.

Дамбулла на видео:

Основная информация

Статуи Будды и царя Валагамбаху внутри пещерного комплекса

Дамбулла стоит на перекрестке дорог, поэтому добраться в Дамбуллу из Анурадхапуры, Канди или Полоннарувы — проще простого:

  • На автобусе : остановка автобуса находится у башни с часами, это в 1,5 от пещерного храма. Автобус идет из Полоннарувы, Анурадхапуры и Канди в Дамбулу. Время в пути — 2 часа, а билет стоит 50 рупий. Из Сигирии можно добраться всего за 40 минут, заплатив за проезд всего 20 рупий. Столицу Коломбо и Дамбуллу разделяет 148 км, это 4 часа в пути на автобусе, а цена за проезд составляет 100-200 рупий.
  • На поезде : ж/д станция называется Habarana и находится в 23 км от Дамбуллы. В этом направлении ходят поезда из Коломбо, Тринкомали и Баттикалоа. От станции до города можно без проблем добраться на местном автобусе или тук-туке.
  • На машине : самый удобный способ путешествия по Культурному треугольнику — это на арендованном автомобиле или с водителем-гидом. Такая поездка стоит $150-200 за 3 дня. Парковка у храма — 50 рупий.

Мы путешествовали по этой части Шри-Ланки как раз на машине с водителем, и я точно могу сказать, что это было очень удобно и выгодно по деньгам и по времени.

Дамбулла на карте

Отели в Дамбулле

Я узнала, что в Дамбулле очень популярен эко-туризм , а некоторые из отелей сами по себе являются достопримечательностями. Например, один из таких отелей под названием Heritance Kandalama , стоящий у склона утеса на границе леса, в буквальном смысле сделан из всего природного. Здесь позволяют жить в гармонии с окружающей средой, а прогулка из номера на ресепшн напоминает дорогу по джунглям. Пожить в таком отеле — значит приобрести просто уникальный опыт. Если вы хотите пожить на природе, рекомендую забронировать отель Heritance Kandalama по этой ссылке >>

Другие отели созданы для роскошного жилья и занимают огромную территории, все домики там индивидуальны. Можно сказать — это эко-жизнь без отрыва от привычного комфорта, что обычно ценят состоятельные путешественники. Могу рекомендовать этот самый лучший по отзывам эксклюзивный отель недалеко от Дамбуллы — Amaya Lake Kandalama >> .

  • The Green Edge – оценка 9.5
  • Sevonrich Holiday Resort – оценка 9.3
  • Dambulla Rock Arch – оценка 9.3

Лучшие недорогие отели Dambulla:

  • Sanemro Villa – оценка 9.6
  • Pawana Rest – оценка 9.3
  • Dignity Villa – оценка 9.2

Читайте также:

Достопримечательности Дамбуллы

Когда мы приехали в Дамбуллу, я думала, что пещерный комплекс — это единственное, что можно посмотреть в городе. Однако оказалось, что это не так.

Оказывается, недалеко от Дамбуллы находится единственный древесный питомник в засушливой зоне Шри-Ланки. К сожалению, большая часть леса на территории, где располагается Культурный треугольник, была вырублена. Однако теперь уникальные растения этой зоны восстанавливаются.

Тем не менее, мы, как и почти все остальные, приехали сюда ради Пещерного храма. Водитель высадил нас прямо у входа, и мы решили сначала осмотреться вокруг.

Золотой храм Дамбуллы (Dambulla Rajamaha Viharaya) построен в 2000 году. Он представлен 30-метровой статуей Будды, типичными скульптурами для буддистского святилища — медитирующие монахи, слоны и так далее. Еще недалеко расположена позолоченная ступа. Мне она очень приглянулась: ступа хоть и небольшая, но ярко сияет на солнце. А внутри храмы — тоже статуи Будды!

Рядышком находится музей. Вход в музей оплачивается отдельно — 100 рупий. Работает он с 7.30 до 17.30





Пещерный храм в Дамбулле

  • Стоимость билета на гору для иностранцев составляет 1500 рупий. И купить билеты можно только внизу. Кассы находятся в неприметном месте справа от Золотого храма.
  • Время работы : 7.30 — 18.00. Перерыв на обед: 12.30 — 13.00

Важно ! В пещерах можно ходить только босиком. Обувь надо сдать на хранение в специально отведенном для этого месте перед входом в пещерный храм. Стоимость хранения обуви — 25 рупий. Также надо быть прилично одетым — колени и плечи должны быть обязательно прикрыты.

К пещерам надо подниматься (100-150 метров). Подъем не такой сложный, как на Сигирию, но при сильном солнце можно быстро утомиться. К тому же надо соблюдать осторожность в общении с обезьянами. Время на подъем — 10 минут.

Совет . Не забывайте отпугивать обезьян, иначе купленные по дороге сладости и фрукты окажутся в их плену! Обезьяны – существа настырные!

В комплексе пять пещер, и в каждой вы увидите различные изображения Будды. Их так много, что глаза действительно разбегаются. Если вам не интересен буддизм, то место может показаться скучным. А вот жители Шри-Ланки считают своим долгом посетить Золотую гору.

Также большой ценностью обладают росписи и фрески на потолках пещер. Росписи, по оценкам ученых, довольно древние, а вот фрески были созданы в XV-XVIII веках.

А еще во второй пещере находится источник святой воды, обладающий по мнению местных жителей, целительными свойствами и заслуживающий отдельного поклонения.

Но в целом все происходит, как и везде. Взрослые почтенно смотрят на статуи Будды, а молодежь развлекается снаружи и пытается поговорить с иностранцами, которые изучают культуру Шри-Ланки.

Дорога к пещерам не сильно сложная, но многие туристы советуют все же хорошо подготовиться. Наш совет — беречься от солнца — быть в головном уборе и всегда иметь с собой воду

Неприятно, что пещеры очень плохо освещены. С одной стороны можно почувствовать себя в действительно древнем месте, но с другой — разглядеть что-либо очень сложно. Особенно детали росписей и фресок.

Лежащий Будда
Еще один Будда в расслабленном состоянии

shus 2013

Немного истории и общей информации

Знаменитый пещерный храмовый комплекс Дамбулла (синг. Rangiri Dambulu Vihara) расположен на широкой каменной террасе, находящейся на юго-западном склоне огромного вытянутого с юго-востока на северо-запад скального холма Дамбулу Гала (Dambulu Gala), который возвышается над окружающей его равниной на высоту около 180 м.

Западное и южное подножье Дамбулу Гала представляет собой нагромождением огромных валунов. Полученные в результате археологических раскопок данные говорят о том, что пещеры, обустроенные в пространствах между и под этими валунами служили жилищем не только для буддистских монахов с 3 в. до н.э., но и для древних обитателей острова, населявших эти места еще в доисторические времена.

С приходом буддизма на Шри Ланку и принятием его в качестве государственной религией первым ланкийским буддистским королем Деванампия Тиссой в 3-ем веке до н.э. в Дамбулле был основан один из первых на острове буддистских монастырей, в состав которого входило около восьмидесяти пещерных жилищ монахов.

Первое упоминание в сингальских хрониках о Дамбулле, как храмовом комплексе, относится к 1-ому в до н.э. – периоду правления короля Ваттагамани (Vattagamani Abhaya, Walagamba) (103 до н.э. и 89-77 до н.э.), который использовал Дамбуллу и Михинтале в качестве убежища в период 14-тилетней оккупации Анарадхапуры тамилами.

После изгнания оккупантов и возвращения в Анурадхапуру в качестве правителя Шри Ланки Ваттагамани в знак признательности приказал обустроить около холма Дамбулла буддистский монастырь, обработать скальную нишу на верхней террасе и оборудовать в ней три храма – нынешние Пещеры N1, N2, N4. Согласно преданию в них до сих пор находятся несколько каменных статуй, высеченных во времена Ваттагамани.

В каком виде Дамбулла существовала в последующие тысячу лет доподлинно неизвестно, т.к. следующее упоминание о ней в исторических хрониках относится уже к периоду правления первого короля Полоннарувы Виджая Баху I (Vijaya Bahu I) (1055-1110 г.г), который также занимался обустройством и улучшением монастыря и храмов Дамбуллы.

Последние в ранней истории Шри Ланки значительные пожертвования храмам в Дамбулле были сделаны королем Полоннарувы Ниссанка Маллой (Nissanka Malla) (1187–1196), о чем свидетельствует его эдикт высеченный на скале справа от Пещеры N 1. В нем утверждается, что Ниссанка Малла приказал позолотить 50 статуй Будды, и выделил значительную сумму для проведения грандиозной пуджи (праздничного ритуала).

В этой же надписи сообщается, что Ниссанка Малла дал пещерному храму, который с древних времен согласно историческим хроникам назывался Джамбукола Вихира (Jambukola Vihara), новое (или дополнительное) название – «Пещера золотой горы» (санскр. Suvarna giri guha).

Современное название храмового комплекса «Рангири Дамбулу Вихара» (Rangiri Dambulu Vihara) является объединением этих двух древних названий, т.к. палийское Джамбукола со временм трансформировалось в сингальское «Дамбулу», а «Золотая гора» по-сингальски звучит как «Рангири» (ran (золотой) + giri (гора)).

Следующие упоминания о Дамбулле относятся уже к эпохе Канди, а свой нынешний вид храмовый комплекс получил в период правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82), который подверг храмовый комплекс основательной реконструкции и дополнениям, а так же соорудил и обустроил еще одно святилище – Пещеру N3.

Последним крупными дополнениями и изменениями, произведенными в Дамбулле, были сооружение «Второго нового храма» (Пещера N5, время постройки – предположительно в начале 20-го века) и осуществленная в 1938 году масштабная реконструкция внешней части храмового комплекса, которая включала в себе сооружение крытой галереи вдоль всех пещер, обустройство подходов и прилегающей площадки и т.п.

От тикет-офиса до пещерных храмов

У юго-западной оконечности скального холма рядом с автодорогой А9 (Джафна-Канди) находится площадка, с которой и начинается посещение Дамбуллы (см. план-карту ниже). Здесь расположены автобусная остановка, парковка, тикет-офис (2) , небольшая ступа (1) и помпезный храм, увенчанный гигантской скульптурой Золотого Будды (3) , слева от которого начинается лестница, ведущая к пещерным храмам (4) . Метрах в трехстах южнее ступы у обочины дороги находится музей Дамбулы (5) , а чуть дальше него – арка с макара-тораной (6) , от которой так же можно пройти до пещерных храмов (см. карту).

При самостоятельном посещении Дамбуллы надо быть очень внимательным и не забыть приобрести входные билеты в тикет-офисе, который находится справа от храма с Золотым Буддой. Контроль билетов расположен на самом верху: во входном павильоне перед входом на площадку перед пещерными храмами (8) , а до этого никто и никак не напоминает о необходимости приобретения билетов и не проверяет у туристов их наличие. Случалось, что людям уже поднявшимся до пещерного комплекса, приходилось спускаться обратно вниз за билетами.

Мы планировали подняться от Золотого Будды (3) до пещерных храмов (9) , а затем спуститься вниз по пологой скале до арки (6) и пройти к музею (5) (где нас должен бы был ждать водитель). Кроме этого я собирался подняться на макушку скального холма (там есть дырка в ограждении и тропинка, идущая вверх по заросшей ложбине) и объехать вокруг Дамбуллы (посмотреть некоторые намеченные места).

Но как только мы добрались до Дамбуллы зарядил дождь, который довольно быстро перешел в сильный ливень. По этой причине свои планы пришлось ограничить походом до пещерных храмов и обратно.

Метрах в десяти от выхода с парковки находится сияющая свежей позолотой небольшая ступа.

Если пройти от нее немного влево и вперед, то открывается вид на «Золотой храм Дамбулла» («Golden temple of Dambulla» – так написано на табличке над входом).

Название «храм» предназначено для удобства европейцев (под таким именем Дамбула внесена и в список Мирового наследия). Само строение относится к буддистскому монастырю Рангири Дамбулу Вихара, а храмов в привычном нам смысле у буддистов тхеравады попросту нет (изваяния Будды являются всего лишь памятниками Учителю и никакой мистической силой не обладают).

Справа от площадки перед «Золотым храмом» находится административное здание (см. левое фото ниже), с обратной (от дороги) стороны которого и располагается тикет-офис (правое фото ниже). Невысокая стоимость билета (по меркам остальных объектов «Культурного треугольника») – 1500 рупий (~$12) в Дамбулле вероятно компенсируется ее большой проходимостью, т.к. «Золотой храм» расположен прямо около одной из главных туристических магистралей A9 примерно на полпути между Канди и Анурадхапурой и наверное нет такой тургруппы, которая миновала бы это место.

При посещении буддистских храмов существует определенный дресс-код, поэтому девушек в трусах и с голыми плечами (левое фото ниже) в пещерные храмы дальше входного павильона не пустят, если только кто-нибудь не поделится с ними платками и саронгами (я не уверен, но по-моему на Шри Ланке в отличии от других стран в тикет-офисах такие вещи в прокат не выдают).

Вход в современное здание монастыря, больше похожего на диснейлендовский павильон, оформлен в виде головы киртимукхи (kirtimukha ) – мифического чудовища, являющегося центральным элементом традиционной ланкийской арки макра-торана (makara-torana ) и украшен вывеской «Golden Temple Dambulla». Образ киртимукхи обычно несет в себе определенный символизм, но здесь его изображение скорее всего используется для придания зданию большей экзотичности.

Внутри здания согласно вывески находится «Buddhist museum», но мы туда не заходили.

Начало каменной лестницы (4) , ведущей к пещерным храмам, расположено слева от здания «Золотого храма» за бутафорской каменной аркой.

Метров через двадцать лестница выходит на плоскую скальную «спину» и дальше движение продолжается по широкой дорожке, которая представляет собой огороженную поручнями поверхность скалы (с двумя или тремя короткими лестничными пролетами).

Еще метров через сто дорожка выходит на «перекресток» (7) с другой тропой, идущей по широченной скальной «спине» снизу от придорожной арки с макара-тораной (6) (см. карту выше).

От перекрестка путь наверх лежит по крутым каменным лестницам, которые перемежаются короткими грунтовыми площадками.

Перед выходом на длинный пологий участок скалы перед входным павильоном пещерных храмов я усадил супругу под дерево, а сам отправился на прилегающую скалу посмотреть как выглядит уходящая вверх зеленая лощина.

Поросшая густым лесом лощина и возвышающаяся над ней вершина Дамбуллы выглядели очень привлекательно, а тянущееся вдоль скалы проволочное ограждение имело несколько рукотворных проходов (вероятно проделанных местными краеведами).

Но дождь продолжал лить как из ведра и, выбросив из головы дурные мысли, я вернулся назад на лестницу, чтобы продолжить путь к пещерным храмам.

Метров за сто пятьдесят до террасы с пещерными храмами лестница переходит в череду широких мощеных площадок, которая оканчивается пунктом хранения обуви (в буддистские священные сооружения можно входить только босиком) и входным павильон с контролем билетов.

Пещерный храмовый комплекс Дамбулла

Храмовый комплекс Дамбулла расположен на широком каменном уступе на высоте около 100 м над уровнем окружающей равнины. Он состоит из пяти пещерных храмов, расположенных в череде естественных скальных ниш, которые были углублена и расширены при строительстве храмовых помещений. Пещера N1 (1) отделена от других пещер скальным выступом, а остальные пещерные храмы разделены между собой обычными кирпичными стенками.

Левое фото ниже: вид с крыльца входного павильона на Пещеру N1, правое фото: вид от Пещеры N4 в сторону входа (на переднем плане – водоем).

О происхождении и времени первого упоминания названия всего храмового комплекса написано выше, а вот как назывались отдельные пещеры в древности доподлинно неизвестно – их нынешние названия впервые упоминаются в исторических хрониках только в начале 18 века.

Вдоль пещер протянулась широкий двор длинной около 130 м, площадка которого представляет собой выровненную каменными плитами пологую поверхность скалы. Со стороны обрывы площадка огорожена традиционной волнообразной оградой «валакулу бемма » (4) . На самом краю площадки напротив Пещеры N 1 вплотную к ограде расположена платформа с деревом Бодхи (бодхигхара ) (5) .

Ограда «walakulu bemma» представляет собой ряд повторяющихся треугольных элементов, каждый из которых в свою очередь состоит из трех треугольников с расположенными по центру треугольными же отверстиями, и символизирует буддийскую триратну (triratna – «Три драгоценности»: Будда, Дхарма и Сангха).

К фасадной части всех пещер пристроена приподнятая над уровнем двора современная веранда-галерея (6) с наклонной крышей, арочными оконными и дверными проемами, на которую с территории двора можно подняться по небольшим каменным лестницам.

Пещера N 1 – Девараджалена (Devarajalena, Пещера повелителя богов)

К передней части Пещеры N1 (как и остальных пещер) примыкает веранда с арочными проемами и наклонной крышей. Вход на веранду оформлен в виде портала, перед которым находится небольшая (три ступеньки) каменная лесенка, а справа от нее – округлая каменная емкость и площадка для омовения ног, подозрительно напоминающая шиваитскую питху с отломанным лингамом.

Справа от веранды Пещеры N1 под небольшим навесом расположена наскальная надпись, содержащая эдикт короля Ниссанка Малы (1187 – 1196 г.г).

Надпись представляет собой идеально выровненный участок скалы размером 1.75 м на 1.1 м, на котором высечены 25 линий текста, выполненного старосингальским алфавитом.

Вход в пещеру обрамляет традиционная арка макара-торана . Здесь она выглядит довольно непрезентабельно (если не сказать больше) и примечательна только «нестандартными» головами макар .

На Шри Ланке практически во всех храмах над входным проемом располагается традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мáкара-торaна (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).

Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:

(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;

(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;

(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.

Практически все помещение пещеры заполнено расположенной вдоль задней стены огромной (около 14 м) статуей лежащего Будды (Махапаринирвана Будды). Полностью высеченная из камня и покрытая стукко скульптура считается одной самых древних в Дамбулле.

У северо-западной стены, рядом с головой Будды находится вход в небольшое святилище Вишну-Упулвана, над двустворчатой дверью которого располагается изображение мифической птицы Гаруды – ездового животного (ваханы) бога Вишну.

Справа от ног Будды в углу располагается статуя его любимого ученика и сводного брата Ананды, а рядом с ним – еще одно изваяние Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна-асана ), позади которого на стене изображен разноцветный ореол.

Потолок пещеры разрисован традиционными буддийскими сюжетами, но в настоящее время многие росписи почти не видны из сильного слоя копоти – результат многолетнего использования масляных светильников.


Слева от входа в пещеру на той же веранде располагается девале Вишну-Упулвана (3) (синг. devale – храм божества, а Упулван – это имя Вишну в ланкийском буддизме).

Девале расположен точно напротив того места, где в пещере находится двустворчатая дверь святилища Вишну. Как я понял, это одно и тоже святилище Вишну-Упулвана, но с двумя входами, при чем скорее всего внутренний вход – средневековый, а тот, что снаружи – современный.

При девале находятся два приветливых улыбчивых служителя. Тот, который сидит, вероятно является капуралой этого храма (капурала (kapurala) – это уважаемый буддист из наследственной линии, который выполняет функции главного священника (пуджари ) в таком вот буддистском, но не буддийском святилище).

Пещера N 2 – Махараджалена (Maharajalena, Пещера Великого Правителя)

Махараджалена является самой большой и самой впечатляющей пещерой комплекса. Внутри нее находятся 56 разнообразных скульптур, а ее размеры составляют 38 м в ширину, около 23-х м в глубину и 6.4 м в высоту в передней части пещеры.

Чтобы попасть в Пещеру N2 надо подняться по одной из двух каменных лестниц на общую с соседней Пещерой N3 веранду-галерею. Веранда находится в глубине, под скальным козырьком, поэтому над ней снаружи хорошо видна традиционная катарама – небольшой карниз в виде неглубокой канавки, вырубленный вдоль скалы для защиты от стекания дождевой воды внутрь пещеры.

В пещеру ведут два входа левый (северо-западной) и правый (юго-восточный), но попасть в нее можно только через левый вход (он же является и центральным, т.к. напротив него расположен главный образ этого святилища), поскольку дверь правого входа постоянно заперта.

В правом (юго-восточном) конце веранды находится небольшая ступа.

Главный вход в Махараджалену также украшен традиционной макара-тораной (см. выше).

Сразу слева от входа у стены расположена деревянная статуя короля Ваттагамани (Валагамбы), по чьему указанию согласно преданию был сооружен этот храм.

Огромный потолок пещеры и ее стены расписаны буддийскими сюжетами.

Настенные фрески в этой пещере имеют некоторое тематическое распределение: росписи левой части пещеры (напротив главного входа) в основном посвящены сюжетам из жизни и деяний Будды, а правой (юго-восточной) – преданиям по теме «Будда, буддизм и Шри Ланка»: встреча короля Деванампия Тиссы и махатхеры Махинды, строительство ступ, история Дерева Бодхи, поединок короля Дуттагамани с Эларой и т.п.

Сразу напротив входа почти посередине зала находится скульптурная группа, в центре которой расположен главный образ храма – высеченное из камня изваяние Будды в человеческий рост с правой рукой в абхая-мудре (жесте защиты). Статуя установлена на лотосовом троне в неглубокой нише упирающегося в потолок портала, верхняя часть которого выполнена в виде макара-тораны (считается, что это одна из статуй, подаренных храму Ниссанка Маллой).

По бокам от портала с образом Будды располагаются две фигуры серебристого цвета: справа – статуя бодхисатвы Майтреи (Будды следующей кальпы), а слева – буддистского бога-охранителя Натха (Natha), который является ланкийской трансформацией махаянского бодхисатвы Авалокитешвары.

Головной убор Натхи вверху украшен изображением Будды Амитабхи (это традиционный атрибут Авалокитешвары), а по центру – синха-мукхой (sinha-mukha – львиный лик). Бодхисатва Майтрея изображен с брахманским шнуром.

Рядом со статуей Ваттагамани находится фигура сидящего в позе медитации Будды, а чуть дальше вдоль правой (северо-западной) стены расположены в ряд еще пять подобных изваяний сидящего Будды, уменьшающихся в размере слева направо в соответствии с наклоном потолка.

Считается, что расположенные по центру на едином пьедестале три статуи Будды представляь собой изображение трех «исторических» будд прошлых эпох (кальп): Какусанду (Kakusanda), Конагаману (Konagamana) и Касссапу (Kassapa).

Головы всех скульптурных изображений Будды увенчана стилизованным изображением языков пламени. Это традиционный элемент присутствует пожалуй у всех образов Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскр. ketumala – гирлянда (или корона из языков пламени)).

Можно считать, что сираспата/кетумала имеет оригинальное ланкийское происхождение, т.к. впервые о пламенеющей короне на голове Будды упоминается в датируемой 5 в. н.э ланкийской «Большой хронике» – Махавамсе (Mahavamsa, Chapter V (92), ответ короля Нагов Махакалы королю Ашоке). В этом же тексте помимо прочего упоминается и бьямаппабха (пали byamappabha) – пламенеющий ореол вокруг тела Будды, который так же является практически обязательным элементом ланкийских изображений стоящего и сидящего Будды.

Позади статуи Майтреи у задней стены храма расположены две статуи богов-охранителей ланкийского буддизма. Левая фигура с кожей синего цвета является изваянием бога Упулвана-Вишну (Upulvan) – защитника буддийского учения на Шри Ланке, а правая (с золотистой кожей) изображает бога Самана (Saman) – охранителя буддистских мест.

Вдоль задней стены выстроились разнообразные по виду, стилю и размеру изваяния Будды, среди которых есть статуя, изображающая Будду со скрещенными на груди руками (см. ниже у левого обреза фотографии), которая вероятно является репликой статуи из в Полоннаруве.

В правом (юго-восточном) конце пещеры почти по центру зала расположено небольшое ограждение из кирпича и металлической сетки с находящимся внутри него большим глиняным горошком, в который непрерывно капает вода из трещины на потолке. По преданию вода ни разу не прекращал капать за все время существования храма – даже в период самых сильных засух. Вода из этого источник считается священной и целебной и используется только в ритуальных целях.

Примерно такие же, но ничем не огороженные горшки расставлены и вдоль центра зала.

Справа от чудодейственного источника вдоль наружной стены пещеры рядом с закрытой дверью располагается статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) и несколько изваяний сидящего и стоящего Будды.

Около наружной стены между главным входом и статуей лежащего Будды возвышается полусферическая ступа, окруженная фигурами 11-ти сидящих в дхьяна-асане (позе медитации) Будд).

«Северный» и «южный» Будда изображены укрытыми капюшонам царя нагов (мифических гигантских змей) Мучалинды.

Образ Мучалинды во всех храмах Дамбуллы несколько отличается от традиционного – здесь царь нагов изображается с тремя головами (обычно их пять или семь).

Пещера N 3 – (Maha Alut Vihara, Великий новый храм)

Во время великой реконструкции Дамбуллы королем Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82 г.г.) подсобное помещение, находившееся слева от Пещеры N2, было расширено, углублено и отделено от Пещеры N 2 кирпичной стеной, а в образовавшейся скальной нише было обустроено святилище под названием Маха Алут Вихара. За этот поступок король получил большую заслугу и значительно улучшил свою карму, а его статуя как главного дарителя этого храма была установлена справа от входа в эту пещеру.

Внутрь Маха Алут Вихары можно попасть через украшенный традиционной макара-тораной арочный входной проем, который расположен примерно по центру пещеры.

Справа от входа рядом с окном находится статуя создателя этого святилища – короля Кирти Шри Раджасинхи.

Прямо напротив входа располагается главный образ этого храма: фигура сидящего в позе медитации Будды за спиной которого расположена арка с макара-тораной , а справа и слева установлены две статуи стоящего Будды, представляющие собой реплики .

Сразу слева от входа вдоль наружней стены можно увидеть три изваяния сидящего Будды, а в ряд за ними – несколько статуй, изображающих стоящего Будду.

Большая часть потолка пещеры расписан мотивом тысячи Будд.

Практически все пространство вдоль левой (северо-западной) стены занимает огромная статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около 9 м.

Вдоль задней стены расположены в ряд многочисленные изображения (в основном однотипные статуи стоящего Будды).

Пещера N 4 – Паччима Вихара (Pachchima Vihara, Западный храм)

Паччама вихара своей планировкой отличается от других храмов Дамбуллы: ее глубина в полтора раза больше ширины (пещера имеет около 13.5 м в глубину, 8.2 м в ширину и около 8 м в высоту (на уровне входа)).

Внутрь Пещеры N5 ведет узкий, ничем не украшенный входной проем, сделанный в начале боковой стены пещеры.

В пещере доступна для посетителей приблизительно ее третья часть (остальное пространство отгорожено деревянными лавочками).

Сразу слева от входа находится оконный проем (он сделан в торцевой стене пещеры), а практически напротив входа у западной стены располагается главный образ Паччима вихары – высеченный из камня сидящий Будда в арке макара-торана .



Главный образ продолжает ряд подобных ему по стилю и размеру изваяний сидящего Будды.

Примерно по центру пещеры располагается небольшая ступа «Сома чайтья» (Soma Chaitiya), в которую согласно легендарному преданию были замурованы драгоценности королевы Сомавати (Somawathie), супруги короля Ваттагамани (Валагамба).

Не так давно ступа была повреждена искателями сокровищ и косая линия разлома на ее поверхности вероятно является границей между старой и восстановленной частями ступы.

У дальней стены пещеры находятся плохо различимые от входа статуи богов-охранителей Упулвана-Вишну и Самана.

Правая (восточная) стена пещеры украшена красочным рисунком, изображающим процессию архатов, делающих подношение цветами. Вдоль нее так же расположен ряд скульптурных изображений Будды разного вида и размера.

Пещера N 5 – Девана Алут Вихара (Devana Alut Vihara, Второй новый храм)

Пещеры N5 расположена немного ниже остальных пещерных храмов в самом конце площадки.

Это довольно новый храм, обустроенный на месте бывшего хозяйственного помещения в начале 20-го века, при чем точно неизвестно когда и кем он был сооружен.

Вдоль северной стены храма располагается гигантское изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около десяти метров.

Помимо этого в храме находится еще десять скульптурных изображений Будды разного размера, расположенных в голове и ногах лежащего Будды.

С того момента, как мы начали подъем к пещерным храмам, дождь не прекращался ни на минуту. Поэтому ничего не оставалось делать, как возвращаться назад к парковке и двигаться «домой», делая по дороге прощальные фото.

На фото ниже: вид на конец площадки и галерею Пещеры N5.

Мокрые и босые туристы слушают рассказ гида около еще одной местной достопримечательности, расположенной напротив Пещеры N3.

Сама достопримечательность представляет собой довольно невзрачное сооружение с десятком розовых лилий, которое носит традиционное название «Лотосовый пруд» (на плане номер 11 ).

Небольшой город Дамбулла стал местом паломничества не только ланкийцев, которые приходят попросить поддержки небес, исполнения желаний, знаков свыше, но и туристов, устремляющихся сюда, дабы полюбоваться храмовым комплексом более чем с 22-ухвековой историей. Видели бы вы, с каким придыханием произносят местные жители: “ДамбУллэ”! Сразу ощущаешь всю важность и сакральность этого “намоленного” места.

Я была здесь несколько раз – и с гидом, и самостоятельно – и каждый раз открывала для себя что-то новое в этом единстве природы, искусства и божественного начала. Даже те, кому философия буддизма не слишком известна и близка, здесь могут почерпнуть для себя много интересного и познавательного.

Храмовый комплекс включает в себя Золотой храм, пять основных пещерных храмов и более чем 70 пещер. Свой вклад в оформление пещерных храмов в разные периоды истории Цейлона внесли все ключевые правители острова. Здесь можно познакомиться с искусством скульптуры и живописи мастеров Шри-Ланки разных времен. Без преувеличения можно сказать, что – это многовековой срез религии, культуры и искусства Цейлона.

Чтобы посещение храмов Дамбуллы стало более интересным мероприятием, чем просто прогулка по гротам среди статуй, обязательно нужно немного подготовиться, дабы понимать, куда мы идем, что смотрим, в чем тут основная идея. Это позволит усилить впечатление от увиденного, глубже проникнуться духом и атмосферой места. Соответствующий настрой и немного знаний помогут преуспеть в этой миссии. Я не раз ловила себя на ощущении, что всё в этом действующем монастыре способствует достижению гармонии с внутренним миром, избавлению от стрессов, а кроме того, позволяет просто насладиться прекрасным.

Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО занимает более 20 гектаров на вершине горы высотой около 350 метров над уровнем моря. Поднимаясь от входа в комплекс наверх к пещерным храмам, можно бесконечно любоваться открывающимися живописными картинами тропического леса. Сам подъем займет не более 10 минут.

История

Первыми, кто заселил эту местность, были племена, проживавшие на Шри-Ланке еще до появления буддизма. Об этом свидетельствуют найденные в некоторых пещерах захоронения, которым более чем 2 700 лет.

В давние времена столица острова находилась в городе Анурадхапура. Изгнанный неприятелем из своей столицы король Валагамбаха обрел в одной из пещер пристанище и защиту местных монахов. После 14 лет изгнания, вернувшись на престол, в качестве благодарности король приказал создать в этой пещере храм. Так в I веке до нашей эры и началось создание храмового комплекса в Дамбулле. Обратите внимание на надпись над входом в храм: она описывает этот исторический факт на языке брахманов. С тех пор храмы Дамбуллы стали местом поклонения всех буддистов.

Храмовый комплекс в Дамбулле перестраивался много раз, потому что каждый правитель хотел внести свой вклад в обустройство этого священного для буддистов места. Вот самые значительные изменения:

  • В XII веке под руководством короля Ниссанкамаллы в храмах были покрыты золотом 73 статуи Будды, после чего храм стали называть Золотым пещерным храмом.
  • В XVIII веке были внесены существенные изменения в саму архитектуру храмового комплекса, а также в настенную роспись. Занималась этим целая плеяда известных художников Шри-Ланки. И по сей день их потомки занимаются поддержанием и реставрацией росписей в храмах на основе секретных семейных рецептов красителей.
  • В XX веке пещерные храмы, располагающиеся внутри скалы, были прикрыты от воздействия ветра арочной колоннадой и фронтонами.

Часы работы

Кассы и Музей буддизма с сокровищницей работают с 7:30 до 18:00. Чтобы купить билет, необходимо пройти справа от здания с огромной статуей золотого Будды, которое располагается непосредственно у проезжей части. В режиме работы касс есть перерыв - с 12:30 до 13:00.


Сколько стоит

Стоимость посещения храмового комплекса Дамбуллы для туристов стоит 10 долларов (1 500 рупий). В зависимости от курса доллара цены могут меняться.

Поскольку храмы Дамбуллы действующие, вам необходимо снимать обувь перед входом. Непосредственно наверху перед пещерными храмами и билетным контролем организован пункт хранения обуви. Стоимость услуги – 0,17 долларов (25 рупий), но можно оставить обувь и рядом с храмом бесплатно, вот только никто не несет ответственности за ее сохранность. Обычные сланцы никому не нужны, но если у вас дорогая обувь, то лучше отдать ее в камеру хранения.

Что посмотреть

Несмотря на то, что храм называется Золотым, здесь вы не встретите роскоши, подобной той, что есть в . Отличительная черта храмового комплекса в Дамбулле – огромное собрание статуй Будды в разных позах, насчитывающих более 2 000 лет, а также картин, повествующих о его рождении, прозрении, отречении, чтении проповедей и других этапах его жизни. Из всех древних религиозных сооружений Шри-Ланки Золотой храм Дамбуллы сохранился лучше всего.

.

Храмовый комплекс Дамбуллы состоит из нескольких объектов. Первый из них – Золотой Храм – встречает паломников и путешественников под горой, недалеко от дороги, парковки и автобусной остановки. Но! Это современная постройка, которая имеет опосредованное отношение к цели нашей поездки. Здесь располагается Музей буддизма и административные помещения. При покупке билета в Храмовый комплекс Дамбуллы вы можете осмотреть и экспозицию музея. В основном это подарки, которые в разное время были преподнесены храму, информация об основных руководителях монастыря, их фотографии, а также, конечно, статуи Будды и картины из его жизни.

И еще – именно здесь, справа, находятся кассы. Если вы сразу подниметесь к пещерным храмам, то вам придется спускаться обратно за билетом.

Далее вверх по ступеням мы направляемся к пещерным храмам Дамбуллы – это пять основных пещер, которые открыты для посещения. Здесь есть и множество других пещер и гротов, но они не имеют особенного культурного значения, так как в них ни росписей, ни статуй, ни других ценностей не сохранилось. Пройдя контроль, мы выходим на площадку, где перед нами открывается белоснежная колоннада, расположенная под отвесной скалой. Именно за ней и находятся вышеупомянутые пять пещерных храмов:

  • Девараджалена
  • Махараджалена
  • Маха Алут Вихарая
  • Паччима Вихарая
  • Девана Алут Вихарая

Прежде всего, каждый, кто входит в первую из пещер храма – Девараджалену (Devaraja Vihara) – видит огромную статую лежащего Будды, которая занимает практически все место в храме. Паломникам и туристам приходиться тесниться здесь, чтобы рассмотреть все детали обстановки.

Сюда же приходят молиться верующие, служители приносят пищу в качестве приношения Будде, здесь постоянно зажигают свечи, лампады и благовония. Из-за этих ритуалов стены пещеры очень закопченные, а роспись еле различима. Однако при желании можно рассмотреть с левой стороны от Будды несколько эпизодов его жизни. Можно отметить, что, помимо статуи Будды, здесь располагаются фигуры его ученика Ананды, а также небольшая статуя бога Вишну у изголовья Будды. Несколько более скромных статуй Будды расположено по углам пещеры. Несмотря на 22-вековую историю пещерного храма, а именно эта пещера была создана первой еще королем Валагамбахой, все статуи сохранились в хорошем состоянии. Потрясающее чувство испытываешь, когда прикасаешься к чему-то столь древнему!

Из толчеи самой старой пещеры мы переходим в не менее древнюю, но самую просторную – Махараджалена (Maharaja Vihara). Это королевская пещера Дамбуллы. При входе нас встречает деревянная статуя известного уже нам короля Валагамбахи. Всего в пещере около 40 статуй Будды в медитации и 10 стоящих статуй. Только в этом храме Дамбуллы можно увидеть чудо природы – вода, которая скапливается и бежит по стенам среди узоров, не подчиняется закону тяготения: поразительно, но она бежит вверх, где капает в золотую чашу, вокруг которой располагаются статуи Будды в глубокой медитации! Пещера представляет большой интерес и для ученых, изучающих историю религии. Это единственный храм на острове, где вместе располагаются статуи Будды и более древних божеств, которым поклонялись люди в эпоху до зарождения буддизма.

В небольшой пещере Золотого храма Дамбуллы Паччима Вихарая (Paccima Viharaya) находится ступа, которая ранее использовалась как сейф для хранения украшений жены настоятеля монастыря. Однако в недавнее время ступа была разграблена. Это наиболее скромная пещера по сравнению с остальными.

Пещера, оформленная мастерами XVIII века во время правления последнего короля Канди Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya), поражает огромным количеством изображений Будды – около тысячи. Все они смотрят на тебя с высоты, кажутся одновременно похожими и непохожими друг на друга. В пещере представлено и большое количество статуй Будды – 42 стоящих и 13 сидящих в позе лотоса. По центру на ложе находится спящий Будда размером около 9 метров. Все это множество Будд создает ощущение сюрреализма, какой-то параллельной реальности, водоворота мыслей и взглядов.

Последняя пещера нашего маршрута – Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya) – самая молодая. Ранее здесь располагался склад, но в 1915 году мастера реставрировали пещеру, вернув ей сакральный смысл. Это наиболее яркая и красочная пещера, потому что с момента ее оформления прошло всего лишь 100 лет. Здесь находятся 11 статуй Будды, а также статуи божеств Вишну, Катарагама, Девата Бандары. Узнав здесь имена божеств, я раскрыла для себя загадку названий ряда городов Шри-Ланки, например, Катарагама и Бандаравела.

Что можно посмотреть рядом

  • Музей Дамбуллы (Dambulla Museum). Помимо предметов культа из пещерных храмов Дамбуллы, здесь представлены копии образцов наскальной живописи со всей Шри-Ланки, имеющие историческую и культурную ценность как для буддистов, так и для всего человечества. Располагается музей в 100 метрах вдоль шоссе на юг. Часы работы: с 7.30 до 16.30. Стоимость посещения – 1,7 долларов (250 рупий).

  • Древняя ступа Сомавати (Dambulla Somawathi Stupa). Совершенно бесплатная достопримечательность, которая располагается у подножия холма, на котором находятся Храмы Дамбуллы. Обычно туристы не доходят сюда, поэтому здесь царят тишина и покой. Чтобы добраться до ступы, нужно спуститься с западного склона холма (на карте отмечено местоположение).
  • Фруктовый рынок Дамбуллы. Не упустите возможности заглянуть на местный оптовый фруктовый рынок. Здесь в огромных количествах перевозят, фасуют, пакуют, перекладывают манго, маракую, ананасы, бананы, джекфруты, папайю и многие другие диковины природы. Купить здесь вряд ли что-то удастся, так как продажа ведется оптом, но посмотреть на процесс и масштабы торговли интересно.
  • Кондитерская. Город Дамбулла славится своими кондитерскими изделиями, которые в широком ассортименте представлены в местных кафетериях и кондитерских. В округе и не только находятся фабрики, которые выпускают множество вкусностей из меда, тростникового сахара, специй и орехов – разные и мало похожие на то, что мы обычно употребляем. Но еще более потрясают здесь бисквиты – очень натуральные, напомнили мне вкус детства. Туристы часто заходят в Bentota Bake House, чистое место с яствами по приемлемым ценам.

Как добраться

Дамбулла располагается на пересечении основных магистралей острова, поэтому ее храмовый комплекс может быть удачной остановкой в маршруте любого путешествия по Шри-Ланке.

Из Коломбо

  • Личный автомобиль. Чтобы добраться до Пещерных храмов Дамбуллы из Коломбо, необходимо следовать по трассе А1 Коломбо – Канди (Colombo – Kandy) до города Варакапола (Warakapola), после которого перейти на трассу А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalle), которая и приведет непосредственно в город . Чтобы доехать до храма, необходимо уже в городе повернуть на трассу А9 Канди-Джаффна (Kandy-Jaffna), и через 2 км (4-5 минут) по правой стороне появится Золотой Храм . Всего дорога в 160 км занимает около 4 часов.
  • Автобус. С Центрального автовокзала Коломбо можно отправиться в Дамбуллу на автобусах, следующих в направлении Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna) и Анурадхапуры (Anuradhapura). Выбирайте номера автобусов, начинающиеся на 15. Перед посадкой уточните, идет ли автобус через Дамбуллу. Время в пути – 5 часов. Также можно доехать на автобусе до Канди (Kandy), а уже оттуда добраться указанными способами.

Из Канди

  • Личный автомобиль. 75 километров на север по трассе А9 Канди – Джафна (Kandy – Jaffna) приведут вас непосредственно к храмам Дамбуллы. Они будут располагаться по левой стороне от дороги. Время в пути – около двух часов.
  • Автобус. Это самый дешевый способ добраться до Храмового комплекса Дамбуллы. Стоимость проезда – 0,5 долларов (70 рупий). Выбирайте любой автобус, следующий в направлении Дамбуллы (Dambulla), Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna), Анурадхапуры (Anuradhapura), Хабараны (Habarana).
  • Тук-тук. Можно отправиться в Дамбулу из Канди и на тук-туке, однако это дорогое удовольствие. Около двух часов пути с ветерком будут стоить от 20 долларов (3 000 рупий) и более.

Из Галле, Матары, Хиккадувы, Велигамы

Добраться из юго-западных и южных курортных городов Шри-Ланки в Дамбуллу гораздо сложнее, но тоже возможно. В таких поездках лучше планировать посещение нескольких достопримечательностей. А посмотреть в Шри-Ланке действительно есть что. Самый быстрый способ добраться в центральные провинции острова, в нашем случае в Дамбуллу, – это поехать через Коломбо. Поскольку дорожная сеть в восточной части острова не слишком развита, а кроме того, путь идет по горам, то добираться через восток намного дольше. Да и транспорта больше именно в западной части Шри-Ланки.

  • Личный автомобиль. По скоростной трассе E01, которая переходит в E02, необходимо двигаться в сторону Коломбо (Colombo), где перейти на трассу А1, а затем на А6 и А9 (подробнее в разделе «Как добраться... из Коломбо»). Трассы E01 и E02 – платные: около 4 долларов (600 рупий). Примерное время пути до Коломбо – 1 час.
  • Автобус. Также лучший вариант – воспользоваться экспресс-автобусом до Махарагамы (Maharagama), пригорода Коломбо. Стоимость – 3,5 доллар (500 рупий). Время в пути – 90 минут. Далее на автобусе № 138 до Центральной автостанции Коломбо – 20-30 минут. Стоимость – 0,25 долларов (30 рупий). Затем двигайтесь на автобусе согласно пункту «Как добраться... из Коломбо».

Из Тринкомали

  • Личный автомобиль. До Дамбуллы можно добраться по трассе А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalee), а уже в самом городе свернуть налево по трассе А9 Канди – Джаффна (Kandy – Jaffna) и через 2 километра (4-5 минут) по правой стороне увидите Золотой храм Дамбуллы. Путь до храмового комплекса занимает чуть менее двух часов (расстояние – 100 км).
  • Автобус. Любой автобус в сторону Коломбо (Colombo), Канди (Канди), Курунегалы (Kurunegala) доставит вас на автобусную остановку Дамбуллы. Не забудьте предупредить кондуктора или водителя, что вам нужна остановка “ДамбУлла голден темпл”. Ориентируйтесь по времени – чуть более двух часов.

Железнодорожного сообщения с Дамбуллой нет. Поездом можно добраться до Хабараны или Канди, а затем на тук-туке или автобусе приехать в Дамбуллу. Путешествие получится относительно дешевым, но время вы потратите. Кроме того, нужно будет платить за тук-тук или автобус от железнодорожной станции до храма.

На заметку туристу

  • В дождливую погоду ступени, ведущие на гору к пещерным храмам, могут быть скользкими: будьте осторожны! Хотя в целом подъем комфортный.
  • Старайтесь не фотографироваться спиной к Будде. В действующих храмах Шри-Ланки это будет считаться большим неуважением. Лучше снимайтесь вполоборота.
  • Осторожней с местными обезьянами, они очень бесцеремонные – выхватывают из рук всё, в первую очередь еду.

  • Обратите внимание, что на выезде от храмов Дамбуллы предприимчивые ланкийцы могут попросить 0,35 долларов (50 рупий) за парковку. Не платите, просто уезжайте.
  • Поездку в Золотой Храм Дамбуллы можно удачно совместить с посещением .
Разное