Современный инструментарий развития индустрии туризма в республике крым. Проблемы развития туризма в крыму и методы их решения Вопросы с федеральным акцентом

Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и настоящим, когда основными посетителями курорта являются граждане Украины, становится очевидным, что Крым потерял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывает проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР.

Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете государства, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки - все это тормозит развитие Крыма как туристского центра.

К примеру, на сегодняшний день, только 10% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется лишь на треть. При этом цены намного завышены и не соответствуют качеству предлагаемых услуг.

Отсутствие достаточных инвестиций не позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. Средства выделенные Министерству Курортов и туризма АРК в 2003 и 2004 году, составили всего лишь 1,3 млн грн. Раскин С чего начинается отдых // Курорты туризм 2004г. №2. С 18.

При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Автономной Республики Крым и Украины, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм - один из основных источников создания рабочих мест.

Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства республики.

После распада СССР были реорганизованы такие структуры, как «Интурист» и «Спутник», которые занимались международным туризмом. Наблюдалось падение внутреннего туризма, ухудшение материально технической базы. Первой попыткой вывести туризм из кризиса в независимой Украине стало создание в 1992 году Государственного комитета по туризму. В 2001 году согласно Указу Президента Украины создана государственная туристическая администрация Украины. Создание отдельного органа по туризму, а также расширение полномочий этого центрального органа исполнительной власти позволило комплексно подойти к проблемам стратегического развития туристской индустрии страны.

Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства.

При поддержке Президента Украины, Кабинета Министров и Верховной Рады Украины были приняты ряд шагов, направленных на развитие туристической сферы.

Осознавая необходимость полной модернезвции инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

По мнению министр по туризму Украины Валерия Цибуха и председателя Совета министра Крыма Виталины Дзоз, в Крыму нет сейчас четкой концепции развития санаторно-курортного комплекса, нет благоприятного комплекса, нет и благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходимо создавать подходящие юридические и финансовые условия для инвесторов, закрепленных законодательно. Остров Крым // Туризм Профессиональный журнал 2003 г. С 49.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Впервые в Украине Автономная Республика приняла положение о частных пансионатах. Таким образом, это поможет привнести дополнительные средства в бюджет, а для тех, кто занимается реконструкцией и строительством получить льготы. Подготовлен и принят закон, позволяющий на 49 лет получить в аренду землю или объект, построить или реконструировать его для дальнейшей эксплуатации. К тому же в последнее время в Крыму наметилась тенденция строительства мини-гостиниц, с возможностью пользоваться курортными объектами.

Все эти действия правительства республики привели к тому, что в результате опроса руководители крымских здравниц и турфирм положительно оценили работу Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым и итоги курортного сезона за 2003 год. (См Приложение 2, 3)

Важнейшей задачей функционирования курортно-рекреационного комплекса Крыма является обеспечение условий для развития иностранного туризма. За последние года наблюдается тенденция к увлечению иностранных туристов. По сравнению с 2000г. приток иностранцев увеличился на 16,2% и составил 254,0 тысячи человек, или 28,4% общего числа гостей. Свыше ј посетили г. Ялта, 23,9% г. Евпатория, 13,9% Алушту. 96,9% - это представители стран СНГ, что должно определять стратегию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной Республики крым. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2. С 12

В этой связи, особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере курортного туризма, упрощения погранично-таможенных формальностей, безопасности туристов. По инициативе Гостурадминистрации постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2004г. №410 внесены изменения в порядок оформления разрешений для въезда в Украину, которыми предполагается возмоюность их оформления гражданам стран-членов Европейского Союза, Канады, США, Швейцарской конфедерации и Японии консульскими пункамипунктами Министерства иностранных дел Украины, которые созданы в международных аэропортах «Симферополь» и «Одесса», Одесском морском порту, сроком на 8 суток при наличии документов, которые подтверждают туристический характер поездки.Информация о состоянии и перспетивах развития сотрудничества в области туризма между Украиной и Российской Федерацией // Туризм, Право и Экономика 2003 г. №1. С 43

Крыму необходимы капиталовложения, размеры которых составляют сотни миллионов долларов, туристская отрасль стоит в этом вопросе на первом месте. И главной страной инвестором украинским правительством рассматривается Россия. Мотивами для привлечения российского капитала служат не только, желание получить дополнительные средства в бюджет, но и возможные перспективы продвижения своего товара, прежде всего сельскохозяйственного, на Российском рынке. А Россия тем самым сможет вернуть утраченное влияние на полуострове. При этом правительство автономии заявляет о своей готовности предоставить свои гарантии Российским инвесторам.

86.7 % общего объема прямых иностранных инвестиций приходится на долю таких стран инвесторов, как Российская Федерация, Узбекистан, Виргинские острова, Великобритания, Швейцария, Кипр, Латвия. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2.С 14 (См Приложение 4)

Основная доля иностранного капитала сосредоточена в здравоохранении Крыма. (См Приложение 5) По состоянию на 1.01.2004 прямые иностранные инвестиции, размещенные в этой сфере, составили 98,0 млн USD, или 48,7% всех капиталовложений. при этом 79,3% инвестиций поступило в сферу здравоохранения от предпринимателей Российской федерации, 18,9% от учредителей Узбекистана. В гостиничном комплексе АРК иностранными инвесторами размещено 43,4% млн USD, или 19,4% общего объема капиталовложений в Крым. Значительная часть средств поступила в отрасль от предпринимателей Швейцарии - 30,8%, Латвии - 27,1%, Виргинских островов, Великобритании - 25,3%, Российской Федерации - 9,3%.

В Автономной Республики Крым проводится мероприятия, направленные на развитие связей с зарубежными партнерами и их привлечениями в качестве потенциальных инвесторов.

Иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия, а следовательно и отрасли в целом.

Политика привлечения иностранных инвестиций позволит увеличить бюджет туристской отрасли. Что в свою очередь, даст возможности для совершенствования материально-технической базы, создания и развития новых продуктов, продвижения Крыма на рынке, за счет увеличения рекламы.

В общем туристском потоке в Украины турпоток из России составил абсолютное большинство (52% от общего числа путешествующих с туристической целью).

С целью оптимизации и повышения экономической эффективности деятельности по развитию туристического пространства, создания конкурентоспособного туристского продукта и его продвижения на международном рынке, правительство Украины и АРК предпринимает следующие действия для дальнейшего развития Украино-российских отношений в сфере туризма.

Один из методов решения проблем взаимодействия между странами - это развитие социально направленных видов туризма как важной и необходимой части украино-российских отношений. Уже на протяжении многих лет реализуется программа отдыха и оздоровления населения, в особенности детей и подростков северных регионов России на курортах Крыма.

С целью максимально эффективного использования туристско-рекреационного комплекса Крым, для увеличения доходов, удовлетворения потребностей украинских и российских туристов использовать возможность объединения усилий в начале туристского сезона, по популяризации богатого рекреационного туристского потенциала Крыма.

Таким образом, подчеркивая, основные задача правительства Автономной Республики Крым, необходимо отметить привлечение инвестиций в отрасль, создание конкурентоспособного продукта и продвижение его на рынке.

Трудности транспортировки

Развитие транспортной доступности Крыма одна из основных задач. Наряду с существующим водным и автосообщением (Керченская переправа) и авиа (аэропорт Симферополь), планируется открытие Керченского моста к 2019 году и запуск федеральной скоростной трассы "Таврида" к 2018 году.

Железнодорожное сообщение – это конструктор из поездки до Краснодара или Анапы, и затем пользование "Единым билетом" (в "Единый билет" входят: трансфер до порта "Кавказ", паромная переправа, последующая поездка на автобусе по территории Крыма – до Симферополя).

Железнодорожное сообщение с другими городами России и Украины отсутствует.

Поддержка власти

Развитие туризма в Республике Крым поддерживается правительством РФ через целевые программы с фокусом на комплексное развитие туристских территорий Республики Крым, создание туристских продуктов, методическое обеспечение и подготовка кадров, а также маркетинговую и имиджевую политику, в частности, через программу "Социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года".

Кто едет в Крым

На сегодняшний день в Крым едут за культурно-познавательным, детским отдыхом, для активного и санаторно- курортного проведения времени, и конечно по событийным случаям.

После присоединения Республики Крым к России в 2014 году произошла переориентация турпотока, и теперь основные туристы – это граждане России (86%).

Количество туристов в 2014 году снизилось в 2 раза, но уже в 2015 году произошло увеличение турпотока более чем в 2 раза. На конец июля 2016 года Крым посетило 2,672 млн туристов, что на 26,2% выше аналогичного показателя 2015 года.

По прогнозам, в 2016 году Крым посетят около 5,1 млн. туристов.Более половины отдыхающих размещаются в "частном" секторе.

В целом "емкость" Крыма составляет от 8 до 10 млн. туристов в год.

Портрет основного потребителя туристских услуг Крыма: это платежеспособные туристы эконом- и комфорт-сегмента, интересующиеся лечебно-оздоровительными, рекреационно-морскими и культурно-познавательными турами по Крыму. Около 30% из них прибывают на собственных автомобилях.

В среднем путешествуют 11 дней, предпочитают за этот срок посмотреть 3-4 туристских дестинации Крыма.

Основной туристический поток состоит из жителей Москвы и Санкт-Петербурга, за ними следуют гости из Екатеринбурга, Ростова- на-Дону, Перми. Так же на выходные в межсезонье на побережье приезжают и сами жители Крыма, в частности Симферополя. Жители Украины составляют не более 10% турпотока. Поток из Москвы и Санкт-Петербурга по данным отельеров составляет около 60%.

Сезонность полуострова

Спрос Крыма обладает ярко выраженной сезонностью с пиками в период июнь-август, что является отражением сезонности путешествий рекреационных туристов и природными особенности региона (например, теплотой моря и воздуха). Также спрос повышается в период новогодних и майских праздников. Для бизнес-туристов, приезжающих в командировку, и для MICE-туризма характерен интерес к Крыму в период межсезонья, однако он все равно слишком мал.

Часть коллективных средств размещения Крыма закрываются в период низкого сезона и работают с начала мая по середину сентября – это около 37% всего предложения размещения на полуострове.

Средняя загрузка объектов гостеприимства, функционирующих круглый год, составляет от 38% до 57% в год, категория ведомственных санаториев показывает лучшие результаты – в 68-82% загрузки. Средняя загрузка санаториев и отелей по всей Республики Крым к июлю 2016 составила 74%.

Кто сильнее: юг, запад или восток

С начала года на курортах Южного Берега Крыма отдохнуло 40% всех прибывших в Крым туристов, на Западном побережье Крыма – 39%, на Восточном побережье Крыма – 17,5%, в других регионах – 3,5%.

Предложение отелей и дальнейшие перспективы

Где жить

Крупные гостиничные объекты Республики Крым, к которым привык российский турист, вместимостью более 50 номеров, расположены на наиболее популярных курортах (ЮБК, Феодосийский регион, Керчь, Судак, Саки). Это 127 объектов с общим номерным фондом 20 355 номеров. В указанный объем входят: гостиницы (56 объектов), санатории (36 объектов), пансионаты (34 объекта), база отдыха (1 объект).

Вместимость номерного фонда составляет 40 710 человек без учета дополнительных мест.

На территории Республики Крым не представлены гостиницы под управлением международных брендов. После присоединения Республики Крым к России в 2014 году все международные гостиничные компании покинули рынок.

Как альтернатива гостиничному формату размещения на рынке предлагается около 6000 квартир, 1300 комнат и 3300 домов. Крым богат на возможности отдыха для кемперов, включая активно развивающееся предложение автокемпингов. Самый известный автокемпинг Чабан-Кале находится около мыса Агира.

Почем Крым в развес

Крым уже третий сезон активно привлекает российских туристов на свои пляжи. Популярность курортов Южного берега Крыма, доступность цен, а также активное развитие инфраструктуры в целом – вот, что возвращает туристов сюда вновь и привлекает новых.

Стоимость отдыха на двух взрослых и одного ребенка при выборе 3* гостиницы с 3-х разовым питанием на 14 дней обойдется в среднем в 140 500 рублей в августе, 4* – 180.000 рублей, 5* – 370.700 рублей. Среднее время отдыха составляет 8-15 дней, туристы, приезжающие на 2-3 дня, почти отсутствуют.

Разница цен в отелях курортного Крыма сильно отличается в зависимости от сезона, цена на высокий август превышает низкий март или октябрь почти на 70-100%. Так размещение в гостинице в начале сезона начинается от 2 200 рублей за номер в сутки с завтраком в отеле "3 звезды".

При этом размещение в квартирах и комнатах продается на условиях хостела от 450 руб/ сутки на человека даже в сезон.

"Все включено" в Крыму

Крымские отели лидируют на рынке курортов РФ по предложению отелей в формате "Все включено". В каждом из курортов у туристов есть возможность выбора такого привычного типа отдыха – около 70% отелей предлагают услуги "полный пансион" или "все включено". Дополнительно крымские отели ввели услугу Day Pass (дневное пребывание) – она позволяет пользоваться всей инфраструктурой отеля, не заселяясь в него.

Открытия 2015-2016

  • Этноцентр "Славянская деревня" в Бахчасарае (прежнее название "Родное село") (2016)
  • Кинопарк "Викинг" по дороге из Симферополя в Алушту (2016)
  • Клаб-отель LEXX в Коктебеле (2015)
  • Новые здания гостиницы "Ялта-интурист" (2015)
  • Новые номера в курортном отеле "Пальмира Палас" в Ялте (2015)
  • Отель и аквапарк "Атлантида" в Ялте
  • Вторая очередь аттракционов в Евпатории в аквапарке "Банановая республика" (2015)
  • Арт-отель "Азор" в Ливадии, работающий по системе "все включено" (2016)

Заявленные гостиничные объекты

Факторы, влияющие на увеличение/уменьшение туристского спроса

  • Строительство моста через Керченский пролив.
  • Расширение и реконструкция пассажирских терминалов аэропорта "Симферополь".
  • Запуск аэропорта в Севастополе.
  • Открытие туристических направлений: Турция и Египет. Колебания курса доллара и евро.
  • Работа Министерства курортов и туризма Крыма над созданием положительного имиджа региона.
  • Наличие ограничений для определенных категорий граждан РФ по выезду за пределы страны.
  • Конфликтная территория: непризнание Крыма и наличие санкций со стороны европейских стран.
  • Отсутствие на рынке международных компаний (в том числе банков, отельных операторов).
  • Гибкость туроператоров.
  • Развитие инфраструктуры развлечений.
  • Цены на размещение/питание/развлечения ниже по сравнению с курортами Краснодарского края.
  • Организованные правительством РФ субсидируемые перевозки.
  • Увеличение пропускной способности паромной переправы.
  • Либерализация визового режима с рядом европейских стран (Болгария, Греция).

Чтобы всегда оставаться в курсе новостей и событий гостиничной индустрии, а также следить за обновлениями на

Для большинства государств мира, в том числе и Российской Федерации, которая обладает большим потенциалом для роста данной отрасли.

Однако русские туроператоры испытывают некоторые проблемы, возникшие при обслуживании туристов: высокая стоимость туров (связано с дороговизной автотранспортного обслуживания), а также недостаточно развитая туристская инфраструктура. За январь-август 2015 года в Крыму отдохнуло 2 млн. 303 тыс. туристов.

Из общего числа прибывших в Крым отдыхающих за январь-август 2015 года: 47% - прибыло авиатранспортом, 42% - паромной переправой;11% - прибыло другими видами транспорта За аналогичный период в 2016 году в Крыму отдохнуло 4 млн. 264 тыс. туристов, что на 54% выше уровня 2015 года. Из общего числа прибывших в Крым отдыхающих за январьавгуст 2016 года: 45% - прибыло авиатранспортом, 41% - паромной переправой; 14% - прибыло другими видами транспорта. Больше всего туристов с начала года отдохнуло на Южном берегу Крыма - 41% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье Крыма - 37%, на Восточном побережье Крыма - 18%, в других регионах - 4%. За январь-август 2016 года в коллективных средствах размещения Крыма отдохнуло 10 млн. 2 тыс. туристов . Полуостров обладает всеми ресурсами, необходимыми для развития следующих видов туризма: - медицинский и оздоровительный (на территории Крыма 144 организации оказывают туристам специальное санаторно курортное лечение); - культурно - познавательный (15 муниципальных и свыше 300 действующих музеев); - событийный (каждый год проводятся музыкальные, винные, военные, сценические, кинематографические, спортивные фестивали); - пешеходный (в горно -лесной зоне полуострова размещены 84 туристские стоянки, 26 зон для общественного развлечения жителей, 193 туристские трассы); - велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах);

Подводный (локальный дайвинг, дайв - круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию); - конный (более 20 конных клубов с маршрутами конных прогулок для туристов); - этнологический (на полуострове проживают около 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, исходя из этого разработаны культурно-этнографические маршруты); - спортивный (турниры по дельтапланерному спорту; яхтинг, прием яхт в Крыму могут осуществить 4 морских порта, находящихся в таких городах: Ялта, Севастополь, Керчь и Евпатория) . Из этого следует, что перспективы развития туризма в Крыму связаны с дальнейшим развитием инфраструктуры, ускоренным развитием туристских центров со специфическим, в отличие от купально-пляжного отдыха, туристским продуктом: дайвинг и водные виды спорта (Тарханкут, Межводное), дельтапланеризм и парашютный спорт (Коктебель), скалолазание, научный, этнический, агротуризм и др. Одним из увлекательных и многообещающих тенденций развития туризма в Крыму является винный туризм.

Данный вид туризма подразумевает: знакомство с созданием, традициями потребления, дегустацию и приобретение спиртных напитков напрямую у производителя в данном регионе. Винный туризм содержит: - ознакомление туристов с виноградными плантациями, аграрными винодельными организациями, дегустация местных сортов винограда; - ознакомление с технологией изготовления спиртных напитков напрямую при производстве; - знакомство с историей виноделия, национальных обычаев потребления, посещение специализированных музеев и выставок; - посещение дегустационных залов и подвалов; - посещение ресторанов, предлагающих услуги дегустации вина; - участие в винных фестивалях и тематических праздниках, которые уже проводятся на площадях и виноградниках Севастополя; - участие в специализированных выставках, форумах, конференциях, конкурсах, аукционах, мастер-классах и т.п.

В Российской Федерации нет места, подобного Крыму, в котором существуют все условия для выращивания различных сортов винограда, из которых можно изготовить вино и шампанское мирового уровня. Элитные крымские вина, в частности, Мускат белый Красного Камня, неоднократно являлись победителями самых высокопрестижных конкурсов мира. Территории, на которых выращивается виноград, из которого производят элитные вина, считаются крайне значимыми в пределах всей России. В ближайшем будущем государство станет стимулировать производителей вина не путем прямых инвестиций, а посредством снижения налоговой нагрузки, предоставления преференциального кредита, а также обеспечение достоинства перед иностранными виноторговцами в отечественных торговых сетях, вот почему в отрасль могут последовать индивидуальные капиталовложения фирм континентальной России.

Не смотря на все положительные стороны в развитии туризма в Крыму, можно выделить ряд проблем существенно влияющих на данную отрасль: - Состояние инфраструктуры - низкий уровень развития материальной базы, устаревший гостиничный фонд, санаториев, домов отдыха, слабая транспортная обеспеченность, удаленность или оторванность от основной транспортной сети, низкий уровень развития туристкой инфраструктуры. - Социальные причины - низкий уровень дохода населения, отсутствие реального инвестирования. - Политические и научно-технические условия, а также факторы безопасности путешествий . Все проблемы не только существенно тормозят развитие данной сферы деятельности, а и способствуют массовому оттоку доходов, которые приносят государству туристские учре-

ждения и организации.

Чтобы изменить ситуацию в рассматриваемой сфере Крыма к позитивным тенденциям развития необходимо:

1) модернизирование управления сферы использования ресурсов прибрежной зоны, т.е. придать прибрежным территориям крымского региона статуса курортных территорий государственного и местного значения, а также восстановление рекреационных территорий;

2) обеспечение постоянности в использовании туристско-рекреационного потенциала Республики Крым, что заключается в выравнивании спроса на ресурсы прибрежной зоны (позволит снизить напряжение с наиболее популярных рекреационных территорий и объектов и сформировать обеспечение дополнительными ресурсами для развития Республики Крым); 3) формирование конкурентоспособного туристского продукта, соответствующего международным стандартам качества, что даст возможность избежать постепенного уменьшения конкурентоспособности санаторно курортного и туристического комплекса;

4) повышение продолжительности активного курортного сезона, что позволит увеличить результативность применения рекреационного потенциала территории, сократить сезонные колебания в уровнях доходов, занятости, трудовой нагрузки. Таким образом, Крымский полуостров имеет большой туристский потенциал и если в скором времени реализовать предложенные мероприятия, то туристская отрасль в Крыму станет развиваться и приносить значительную прибыть в госбюджет Республики и России в целом, что даст возможность повысить длительность туристского сезона в регионе и увеличить туристский имидж Крыма.

Список используемых источников: 1. Официальный сайт Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306. 2. Харитонов Д. Никольская Е.Ю. Актуальные проблемы развития туризма в Республике Крым / Д.Харитонов, Е.Ю.Никольская // журнал Инновационная наука - 2015 - №121. - С.187-191 3. Новиков В.С. Н731 Организация туристской деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с. - (Сер. Бакалавриат)

Гнилицкая Т.И., Щербакова Д.А., Абрамова Л.С.

Введение

туристический крымский полуостров

Крым обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в регионе многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.

Туристическое дело в Крыму традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного хозяйства.

Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, курортные учреждения Крыма в решении общей задачи выступают как единый рекреационный комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения контроля по выполнению государственных гарантий различным контингентам населения, регламентированных рядом законодательных документов Российской Федерации.

Основной целью написания данной работы является отразить процесс управления рекреационной деятельностью в Республике Крым. Для этого были поставлены следующие задачи:

проанализировать текущее состояние рекреационной деятельности в Республике Крым

проанализировать государственную политику Республики Крым в части рекреации

сделать предложения по её возможной модернизации

1. Основные характеристики туристического потока в Республику Крым

В условиях независимости Республики Крым используемая методика подсчета туристов, в основу которой заложена оценка числа прибывших в Крым железнодорожным транспортом, в 2014-2015 годах утратила свою актуальность в связи со структурными изменениями пассажиропотока: отмечена переориентация транспортного сообщения с Республикой Крым с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиатранспорт и паромную переправу. В методику подсчета туристов будут внесены соответствующие коррективы. В связи с чем, сравнение количества отдохнувших на полуострове в сезоне 2014 года с сезонами предыдущих лет в настоящих условиях независимости Крыма является некорректным.

По данным предоставленными Министерством курортов и туризма Республики Крым за 2014 год в Республику Крым прибыло 4,78 млн. пассажиров. Из общего числа прибывших в Крым пассажиров за 2014 год:

% прибыло ж/д транспортом,

% - паромной переправой,

% - авиатранспортом.

В 2013 году 66% всех отдыхающих приезжали в Крым на поездах, 10% туристов - авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу).

В предыдущих годах Республику Крым ежегодно посещало 6 млн. туристов. Динамика посещения показана на рисунке №1

Рис. 1 Динамика посещения туристами Республики Крым

Стоит особо отметить, что 20% всех туристов - это организованные отдыхающие, оставшиеся 80% - туристы, предпочитающие останавливаться в частных минигостиницах, квартирах.

Распределение потока туристов в Крыму также не однородно. (рис. 2). Среди регионов наибольшая нагрузка отмечается:

в Ялтинском регионе - отдых в регионе выбирают 34,8% туристов,

в Алуштинском - 19,2%,

в Евпаторийском - 19,2%,

в Феодосийско-Судакском - 10,4%,

в Саках - 4,9%.

Рис. 2 Распределение потока туристов в Крыму

Средняя продолжительность отдыха в Крыму составляет 10-14 дней.

Длительность сезона в Крыму составляет 5 месяцев в году (с мая по сентябрь), из которых наиболее активный курортный сезон отмечается в июле-августе.

Основной целью пребывания в Крыму в большинстве случаев является «пляжный» отдых - 55% всех туристов выбирают именно «пляжный» отдых. С целью отдыха, развлечений и путешествий на курорты полуострова приезжают 20% туристов, с целью лечения - порядка 25%.

На долю въездного туризма приходится 34,4%, тогда как в 2009 году доля иностранных граждан в общем турпотоке Крыма составляла 26,2% (рис. 3)

Рис. 3 Соотношение турпотоков в Республике Крым

По географии прибытий туристов в Крым в 2013 году доминировали туристы из Украины - 65,6% общего турпотока. 26,1% общего турпотока - это граждане Российской Федерации, 4% - граждане Беларуси (рис. 4). Поток туристов, прибывающих из других зарубежных стран, распределяется следующим образом: граждане Турции - 34%, граждане Прибалтики - 15%, граждане Германии - 15%, граждане Великобритании - 10%, граждане Израиля - 7,5%, граждане США - 6%.

Самым популярным видом транспорта (рис. 5) для крымских туристов является железная дорога - 66% всех отдыхающих приезжают в Крым на поездах, 10% туристов прибывают авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу). При этом наблюдается рост количества туристов, прибывающих авиатранспортом. Авиапоток за 2013 год составил 604,4 тыс. чел., что на 7,7% больше по сравнению с 2012 годом и в 1,6 раза больше, чем в 2009 году (рис. 6)

Рис. 4 Структура туристического потока по географии прибытия в Республику Крым

Рис. 5 Распределение турпотока по видам транспорта

Рис. 6 Авиапоток за 2009-2013 гг., тыс. чел.

Ежегодно в структуре турпотока по автотранспорту на долю туристов, прибывших в Крым паромной переправой «Крым-Паром», приходится порядка 28% - ежегодно прибывает более 350 тыс. чел. Однако уже в 2014 году наблюдается рост пассажиропотока через паромную переправу (в 2-2,5 раза).

1.1 Крымские объекты размещения и туристские предприятия Крыма

На территории Республики Крым расположено 825 санаторно-курортных и гостиничных учреждений. Из них 467 учреждений предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение или услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений - услуги по временному размещению.

Из 467 крымских здравниц 151 учреждение предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение, 316 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера.

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых представляются различные оздоровительные и медицинские услуги. Данная категория представлена следующими основными типами объектов размещения: санатории, пансионаты с лечением, детские санатории, гостиницы с лечением, медицинские реабилитационные центры, лечебно-оздоровительные центры, оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные комплексы (рис. 7).

Кроме этого, с позиции развития туризма Республики Крым интерес представляет категория учреждений, предоставляющих услуги оздоровительного характера. Данная категория состоит из 224 объектов (пансионаты, туристско-оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные центры, гостиницы), в которых предоставляется первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.

Рис. 7 Классификация крымских объектов размещения

Кроме того, в Крыму насчитывается 92 детских оздоровительных лагеря (рис. 8).

Рис. 8. Распределение детских оздоровительных лагерей по регионам Крыма

Также отдельно насчитывается 31 детский санаторий. В итоге, суммарное количество детских учреждений в Крыму - 123.

По принципу круглогодичности в Крыму функционируют 315 круглогодичных объектов (из них 128 - санаторно-курортных), 510 сезонных (из них 465 - санаторно-курортных).

Территориальное распределение здравниц по регионам Крыма выглядит следующим образом:

в Ялтинском регионе расположено 168 объектов,

в Феодосийском - 112,

в Алуштинском - 107,

в Евпаторийском - 103,

в остальных 12-ти регионах - 335 объектов размещения (включая города Симферополь, Старый Крым и Советский район).

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в Ялтинском районе - 33 (44% от общего количества). При этом 70% детских санаториев сосредоточено в Евпатории.

В крымских здравницах осуществляется лечение бронхо-легочных, неврологических, опорно-двигательных, сердечнососудистых, гинекологических и других заболеваний. Кроме этого, на территории Республики функционируют 4,5 тысяч домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор). Особенность этого сектора заключается в том, что он принимает свыше 80% всего туристского потока (более 4 млн туристов в год).

В Крыму осуществляют туристическую деятельность 208 туроператоров. В реестр специалистов туристского сопровождения внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводов и гидов-переводчиков). В базу экскурсионных туров и маршрутов, разработанных субъектами предпринимательства, включено около 200 маршрутов.

В Крыму функционирует 21 туристско-информационный центр в 10 регионах полуострова: гг. Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, в Судакском, 9 Евпаторийском, Феодосийском регионах, а также в Бахчисарайском, Черноморском и Ленинском районах. Из них 11 являются круглогодичными.

1.2 Функционирование пляжей Республики Крым

Общая протяженность пляжей Республики Крым составляет 517 км.

По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 - оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 - детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 - пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется (рис. 9).

Рис. 9 Крымские пляжи по состоянию на 01.04.2014

В 2013 году на территории республики 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха.

1.3 Развитие туризма в Крыму

Основой для развития туризма является особое географическое положение, разнообразный климат (климат Южного берега Крыма - субтропический средиземноморского типа) и огромный природный потенциал: Черное и Азовское моря, Крымские горы, около 900 пещер, самые крупные - Красная, Мраморная, Узунджа, Эмине-Баир-Хосар, 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км, 30 естественных озер и 1554 искусственных водоемов, 15 водопадов, самые значительные из них Учан-Су и Джур-Джур, 6 заповедников (Крымский, Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский).

На территории Республики Крым расположено свыше 11,5 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям и религиям. Здесь находится 26 месторождений лечебной грязи и рапы, более 100 источников минеральных вод различного химического составах. В Крыму насчитывается 6 государственных заповедников, 33 заказника (в том числе 16 общегосударственного значения), 87 памятников природы (13 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ, 850 карстовых пещер (из них 50 признаны специалистами пригодными для обустройства и посещения туристами), шахт, колодцев и более 30 парков - памятников садово-паркового искусства общегосударственного и мирового значения.

В Крыму развиваются следующие виды туризма:

культурно-познавательный (в Крыму действуют 17 государственных музеев, более 300 общественных и ведомственных музеев. Только в фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (в Крыму ежегодно проводится более 100 различных фестивалей: музыкальные и винные, военные и хореографические, театральные и кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Крыма - это фестивали «Война и мир», «Казантип», «Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово», Международный телекинофорум «Вместе» и другие);

пешеходный (в горно-лесной зоне Крыма расположено 84 туристские стоянки, 39 мест массового отдыха населения, 284 туристских трасс); 11

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создают условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразен для горного велотуризма Юго-Западный Крым);

автотуризм (на территории Крыма действует более 40 автокемпингов, около 100 автостоянок и парковок с общим количеством мест более 3,5 тыс., свыше 250 автозаправок, а также более 110 станций технического обслуживания и более 210 придорожных кафе);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Крыма расположено более 20 конных клубов, которыми разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);

этнографический (на полуострове проживают представители 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

сельский (в Крыму насчитывается более 80 объектов сельского туризма);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Крыму могут осуществлять четыре морских порта, расположенных в городах Ялта, Севастополь, Керчь, Евпатория. В 2013 году в Крым зашло рекордное количество круизных судов

144, что на 45% больше количества судозаходов навигации 2012 года. Количество туристов составило 63009 человек (в 2012 году - 62984 человек).

Традиционным лидером среди портовых городов Крыма является Ялта, 2013 году было обслужено 108 океанских лайнеров и 16 круизных судов класса «река - море»).

На территории Республики Крым функционирует 6 аквапарков:

Аквапарк «Банановая республика «Аквапаркос» (Сакский район)

Аквапарк «Миндальная роща» (г. Алушта)

Аквапарк «Зурбаган» (г. Севастополь)

Аквапарк «Голубой залив» (п. Симеиз, Б. Ялта) 12

Аквапарк «Водный мир» (г. Судак)

Аквапарк «Коктебель» (п. Коктебель, г. Феодосия)

Ежегодно в Крыму проводится более 100 фестивалей и событийных мероприятий. Кроме уже всем известных - «Генуэзский шлем», «Война и мир», «Джаз-Коктебель», более 30 (праздники искусств народов, ремесленное, кулинарное мастерство) проводятся в период «бархатного сезона», что собирает большие целевые аудитории и является привлекающим фактором

2. Особенности управления туристической деятельностью

Актуальность теоретико-социологического осмысления управления в туристской отрасли на современном этапе обусловлена как практикой функционирования туристской отрасли, испытывающей растущую потребность в систематизации знаний по организации деятельности субъектов управления туризмом, так и необходимостью определения путей совершенствования управления туризмом, поиска оптимального вектора развития отрасли с учетом баланса интересов всех участников процесса: потребителей, поставщиков услуг, органов государственной власти и местного самоуправления.

Управление в туризме имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими свойствами услуг, предоставляемых туристскими организациями. Как интегрированный вид деятельности, туризм включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелен на достижение различных результатов. Вопросы организации эффективного взаимодействия между участниками должны находиться в центре внимания всех субъектов управления туризмом, заинтересованных в координировании своих действий и реализации совместных программ развития отрасли.

Во-первых, особенность управления в туристской отрасли заключается в большой глубине проникновения и сложности взаимосвязей между составными элементами туристской отрасли: управление множеством туристских организаций должно складываться единую систему управления, включающую в себя как регулирующую деятельность со стороны органов государственной власти, так и самоуправление на уровне фирм и их объединений.

Во-вторых, специфика управления в туристской отрасли отображается в том, что она по своей сущности является антропоцентричной - человек, с его потребностями, системой ценностей, ментальностью, предстает в качестве стержня всей этой системы. Именно от этого следует отталкиваться субъектам управления в отрасли.

В-третьих, не менее важной особенностью управления в области туризма является его сезонность. Предложение туристских услуг отличается негибким производством, они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион, не могут приспособиться в пространстве и времени к изменению спроса. Данное обстоятельство обязательно должно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебание спроса может существенно ухудшить условия функционирования всего туристского комплекса.

В четвертых, управление в туристской отрасли отличается своей двухуровневостью, соединением в единую систему двух качественно различных состояний социальной реальности - искусственно спланированной и сознательно организованной деятельности людей ради решения определенных задач, и складывающейся системы отношений между участниками совместной деятельности как отношений самоуправления и самоорганизации. Это соотношение намеренного и стихийного компонентов составляет основное социальное качество социокультурного «тела» управления. (Тихонов, 2001 г.)

В-пятых, особого внимания требует учет такой особенности, как непервичность туристской услуги. Туристский продукт не является товаром первой необходимости, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, а потому изменение покупательской способности населения сказывается на туристских услугах, и своевременное получение информации позволит скорректировать объемы и цели управления.

В-шестых, это специфика маркетинга в туризме. Для управления в туристской отрасли большее значение имеет маркетинг. Продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец, как это практикуется при реализации товаров, должен найти возможность продемонстрировать преимущества своего товара - услуги, что можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Потребитель, как правило, не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.

Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, то есть эта функция менеджмента приобретает особую значимость. Одна и та же туристская поездка может быть по-разному оценена двумя разными людьми. Сама же туристская услуга уникальна, повторить ее во всех аспектах не представляется возможным. В связи с этим управление в туристской отрасли должно быть сосредоточено на направлении создания системы сбора, обработки и распространения информации.

В-седьмых, эффективность функционирования туристской отрасли проявляется не сразу, как справедливо отмечает Э. Шереметьева, а с временной задержкой, обусловленной длительным периодом отдачи инвестированных средств, причем если цель развития носит социальный характер, то эффект не будет выражаться в стоимостной форме. (Шереметьева Э, 2008 г.)

Следующей, восьмой, особенностью является то, что в силу того, что туристская среда, несмотря на свою социальную направленность, имеет преимущественно коммерческий характер, большинство субъектов туристского бизнеса основной целью своей деятельности определяет, безусловно, получение прибыли. А потому, на наш взгляд, особо существенным представляется осознание субъектами управления тех последствий, в том числе экономических, которые могут появиться в результате неэффективного взаимодействия между всеми представителями туристского рынка (например, в случае несвоевременной подачи документов на визу, возможна аннуляция всего пакета туристских услуг; в случае изменения расписания авиаперелетов - изменения вносит и принимающая сторона). Именно личная заинтересованность в эффективной организации взаимодействия субъектов управления в туризме в ходе выработки управленческих решений способна мотивировать туристские предприятия искать взаимовыгодные варианты сотрудничества, признавая приоритет общих интересов над индивидуальными. Грамотно выстроенная, отлаженная и надежная сеть коммуникаций между всеми партнерами позволяет каждому отдельно взятому субъекту туристского рынка защитить себя, своих потребителей и партнеров от нестабильности внешней среды и кризисных последствий.

В-девятых, особенностью управления в туристской отрасли является зависимость от макросреды (природная, политическая и экономическая обстановка, форс-мажорные обстоятельства), что, во-первых, находит отражение в эластичности спроса; во-вторых, подчеркивает необходимость доверия при предоставлении туристских услуг, поскольку отношения между всеми поставщиками отдельных услуг, составляющими цельный туристский продукт, и потребителями услуг строятся именно на доверии, так как оценить качество самого туристского продукта можно только в процессе потребления.

Рассматривая туристскую отрасль, необходимо отметить, что она является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных именно для туризма. Риск присутствует на всех стадиях оказания туристских услуг и охватывает всех субъектов туристской отрасли. В туристской отрасли риск наступления нежелательных событий и их негативных последствий особенно велик еще и потому, что сам характер оказания услуг часто связан с пребыванием туристов в различных экзотических, экстремальных и непривычных для них местах, где трудно предусмотреть наличие неблагоприятных для здоровья туристов факторов. Кроме того, при взаимодействии большого числа деловых партнеров (зарубежные туроператоры, консульские службы, отели, транспортные и экскурсионные компании) согласованность их действий затрудняется, что также объясняет значимость и актуальность категории «доверие» для туристской сферы.

Современный туризм подвержен процессам глобализации, что означает усиливающуюся взаимозависимость государств и отдельных регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в общую систему с едиными для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения, а потому вопрос о повышении уровня доверия между субъектами управления и укреплении партнерских отношений представляется особенно актуальным.

Глобализация в туризме характеризуется единым информационным пространством для субъектов рынка, наличием потребителей услуг в разных точках мира, международными представительствами субъектов туристского бизнеса и каналами распространения продукции, размещением производства с учетом максимально возможной реализации конкурентных преимуществ, экономией, получаемой от международного масштаба деятельности, высокими издержками на развитие продукции и быстро меняющимися технологиями, государственным регулированием отрасли (введением единых стандартов оказания услуг, стимулированием и поддержкой определенных видов туризма, защитой прав потребителей).

Рынок насыщен предложениями различной направленности и ценового уровня. На национальных рынках конкурируют местные и международные перевозчики. Следует также отметить, что туристская отрасль является открытой по отношению к внешнему воздействию, находящемуся за пределами контроля субъектов туристской деятельности. Как следствие, между ними активно развивается сотрудничество в форме координации и интеграции интересов партнеров для реализации совместных проектов и укрепления позиций на рынке. В перспективе конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии туризма, которые будут способны на равных конкурировать за потребителя с иностранными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Глобализация порождает взаимозависимость участников туристского рынка - на сегодняшний день изменение спроса на рынке одной страны способно стимулировать или же, напротив, сдерживать рынок другой. Эта взаимосвязь объясняет необходимость развития системы мер, направленных на придание туристской отрасли стабильности. Особую роль для субъектов туризма начинают играть категории «доверие» и «риск», без которых отрасль не может существовать на сегодняшний день.

Таким образом, перечисленные особенности управления в туристской отрасли свидетельствуют о том, что необходимо создание благоприятного климата для ее функционирования и развития, и это возможно только при тесном сотрудничестве всех заинтересованных субъектов - туристских организаций, потребителей и государства, проведения государственной политики в отношении сферы туризма на основе признания его не только перспективной экономической отраслью, но и значимой составляющей социальной сферы, реализующей в своей деятельности целый ряд важнейших социальных функций. Указанные факторы актуализируют вопрос об эффективности функционирования системы управления в туристской отрасли. Однако в настоящее время, как показывает анализ управления, этой деятельности недостает системности, управление характеризуется фрагментарностью.

Острая конкурентная борьба за потребителя, глобализация и интеграция туристского бизнеса ставят перед организациями индустрии мирового туризма задачу совершенствования методов принятия и реализации решений, повышения эффективности их деятельности, которые условно можно разделить на две категории: технические приемы, направленные на повышение потребительского спроса, и организационно-управленческие, связанные с уменьшением инвестиционных рисков путем оптимизации управления и внедрения новых организационных форм управления (стратегических альянсов).

Как справедливо отмечает Дуран Т.В., совместность производительной деятельности позволяет компенсировать слабости каждого отдельно взятого субъекта, поэтому и зависимость от других для осуществления совместной деятельности можно назвать компенсационной связью. Субъект - субъектная связь отражает зависимость индивидов друг от друга в силу разных оснований: они либо осуществляют общую деятельность, хотя при этом выполняют разные функции, либо обмениваются результатами деятельности (Дуран, 2011 г.)

Опираясь на вышесказанное, можно предложить 3 теоретические модели взаимодействий в рамках оказания туристских услуг:

Односторонне направленная модель, характеризующаяся воздействием одного из субъектов туристской отрасли (потребитель услуг, орган государственной власти, субъект туристской деятельности) на других, в целях удовлетворения своих интересов;

Двусторонне направленная асимметричная модель, характеризующаяся взаимодействием двух акторов для достижения общих целей с учетом интересов друг друга при отсутствии согласования интересов со стороны третьего;

Двусторонне направленная симметричная модель, характеризующаяся взаимодействием указанных субъектов туристской отрасли в процессе достижения общих целей с учетом интересов друг друга.

Выявленные особенности управления в туристской отрасли приводят нас к выводу о том, что в туризме имеет смысл двусторонне направленная симметричная модель, обусловленная пониманием значимости и необходимого доминирования компенсационных связей в силу взаимозависимости субъектов. На практике же преобладает разнонаправленность действий и стихийность управления, результатом чего становятся банкротства предприятий, их неспособность противостоять кризисным явлениям и форс-мажорным ситуациям, что влечет за собой незащищенность потребителей услуг и нарушения законодательства в отношении защиты их прав.

Из теоретических моделей на практике в большей или меньшей степени встречаются три модели управления.

Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации», т.е. решения относительно развития отрасли принимаются на основании интуитивности, не реализуется единая концепция развития национального туризма, вследствие чего сфера туризма развивается стихийно и бессистемно. Модель саморегуляции была избрана США в 1997 г., однако в настоящее время США пересмотрели принципы государственного регулирования туристской сферы, признавая, что туризм - значимый компонент национальной экономики, и он может успешно развиваться только при существенной поддержке со стороны государства.

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность отрасли на основе принципов партнерства государства и туристского рынка. Данная модель («партнерская») предполагает признание сферы туризма значимым сектором национального хозяйства, обеспечивает существенную государственную поддержку высоких темпов роста национального туристского производства.

Центральная государственная туристская администрация активно взаимодействует с местными властями и частным бизнесом. Еще одна существенная составляющая такой модели - четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне. Вторая ветвь - маркетинговая. В ее компетенцию включено все, что необходимо для создания образа страны за границей: участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом. Для реализации партнерской модели требуются определенные условия: большие финансовые вложения в индустрию туризма, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Основной целью такого взаимодействия является уменьшение роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и снижение государственных расходов за счет привлечения финансовых ресурсов (инвестиций) из частного бизнеса. Кроме туристских администраций и национальных туристских организаций, как правило, включающих в себя представительства за рубежом, на процессы регулирования туристского бизнеса существенное влияние оказывают многочисленные отраслевые ассоциации. Партнерская модель на протяжении многих лет является затратной, но эффективной, реализуется в таких государствах, как Испания, Италия, Франция (Саак, 2007 г.)

Третья модель организации управления туристским комплексом - «административная модель» - представляет собой включение задач управления на уровне центральных органов исполнительной власти в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства. Данная модель предполагает признание туристского сектора в качестве приоритетной отрасли национальной экономики. При реализации этой модели очень важно выбрать эффективные схемы взаимодействия федеральных и местных органов власти. По вертикали складывается цепочка ответственности за выполнение мероприятий в рамках федеральных программ развития туризма. В данном случае преобладают административные рычаги макроэкономического регулирования, а именно законы, федеральные программы развития туризма, лицензирование, сертификация и другие механизмы правовой регламентации туристского бизнеса. Важная роль отводится и экономическим инструментам: льготное налогообложение, государственные кредиты и прочее. Административная модель распространена в ряде стран с высокой туристской посещаемостью - Турции, Египте, Тунисе, Китае (Евдокимов, 2004 г.)

Практика мирового туризма подтверждает, что ни одна страна не в состоянии обеспечить успешное развитие туризма без активного и постоянного сотрудничества между разработчиками правовых актов и практиками туристского бизнеса. Подготовка нормативных актов по развитию и регулированию туристской деятельности, осуществляемая без предварительного научного анализа, также не является оптимальной.

В современных условиях, учитывая сокращение туристских прибытий в Россию на протяжении последних лет и недостаточную развитость национального туристского рынка, осмысленное вмешательство государства в туристский бизнес является, на наш взгляд, необходимым рычагом повышения эффективности функционирования отрасли. По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления. В то же время следует учитывать, что взаимодействие органов власти, частного сектора и ассоциаций - представителей туристского бизнеса не достигло европейских масштабов ни по вопросам государственного управления, ни в сфере маркетинга.

Туристская отрасль стала одной из первых, ощутивших на себе последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. В то же время кризис обнажил преобладание ситуационной модели управления, несогласованность действий участников управления и слабость планирования, а также необходимость согласованного регулирования отрасли всеми субъектами управления, так как большая часть туристского рынка потерпела значительные убытки в результате сложившейся ситуации. В таких условиях стабильность функционирования отрасли могла быть обеспечена только при условии выстраивания модели социального партнерства между всеми субъектами управления в сфере туристских услуг - органами государственной власти, представителями туристских организаций, их ассоциациями и потребителями услуг.

В российской туристской индустрии большинству компаний пока не свойственен системный технологичный подход к управлению брендом - все больше характерны стихийные процессы, направленные на закрепление фирмы на рынке, в связи с чем современная ситуация, сложившаяся в туристской отрасли, требует разработки приемов и способов управленческих воздействий, адекватных новым реалиям.

3. Государственное управление туризмом в Республике Крым

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последний год вызвали сокращение въездного потока туристов в Республику Крым. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма Российской Федерации. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

Социальный туризм - путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Социальный тур - минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности социального тура - совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Организация социального тури зма - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10%.

Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос - предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Государственную политику в сфере туристической деятельности в Республике Крым осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым.

Министерство курортов и туризма Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Министерство проводит государственную политику и осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли, отраслевое управление в данной отрасли, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом, а также координирует в установленных случаях деятельность иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым в санаторно-курортной и туристской отрасли

Министерство организует в пределах своих полномочий выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией, обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Совета министров Республики Крым.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны Министерства является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления крымской сферой туризма.

Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных выше направлений;

обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:

) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;

) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;

) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:

) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

) охрана окружающей природной среды;

) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;

) создание новых рабочих мест;

) увеличение доходов государства и граждан;

) развитие международных контактов;

) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.

Оно осуществляется путем:

создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.

Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне (на уровне населенных пунктов):

планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;

маркетинг (рыночное предложение местности);

координация работы турфирм;

информация для туристов, их сопровождение;

организация досуга туристов;

организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;

анализ рынка, разработка концепции маркетинга;

меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;

профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;

работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Министерством разработана Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Крыма 2014-2016. В соответствии с этой программой можно выделить основные направления развития туристической деятельностью в Республике Крым

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

2.Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.

.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 175 с.

.Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

.Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 384 с.

.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

.Дуран Т.В. Теория социального управления: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. -191 с.

.Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Мн.: Новое знание. - 2003. - 632 с.

.Евдокимов К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 [электронный ресурс].

.Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.

.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник/ Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.

.Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник/ В.А. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин и др. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

.Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

.Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии туризма // Социологические исследования. 2001 №2.

.Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: уч. пособие. СПб.: Питер, 2007.

.Савояров Н. Помощь в преодолении кризиса // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. - 2009. - №9. С. 28 - 29.

.Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 384 с.

.Черевичко Т.В. Экономика туризма. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.

.Шереметьева Э. Угличу под силу стать «российским Давосом» // Муниципальная власть. 2008. №4.

.Экономика и организация туризма: международный туризм: Учеб. пособие/ Е.Л. Драчева, ЮВ. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:КНОРУС, 2009. - 586 с.


Вступление Крыма в состав России, казалось, должно сразу решить множество проблем, существовавших в то время на полуострове. Основной проблемой являлось дальнейшее развитие и становление региона. Здесь было понятно и то, что, пожалуй, самым перспективным направлением развития Крыма является туризм. Другое дело, каким должен быть туризм, кто поедет в Крым и зачем? Какие услуги реально предоставить отдыхающим, а какие нет.

Дело в том, что с самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась «тенизация» туристической экономики. На первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государства частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации предоставляемых услуг.

Санаторно-курортный аспект крымского туризма был беспощадно вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Упадок туризма без инвестиций и какой-либо господдержки продолжался до весны 2014 года.


Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией ситуация начала меняться в иную сторону: сегодня уже 80% туристов останавливаются в гостиницах и санаториях, а только 20% в частных домах. Этого уже давно не было в истории крымского полуострова, и связано это с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями РФ. Данный шаг — лишь начало воплощения целенаправленной политики по развитию Крыма, основы которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

Известно, что социально-экономические показатели Крыма при вступлении в РФ не достигали среднероссийского значения. К сожалению, при всем желании России изменить ситуацию на полуострове к лучшему, существуют определенные сдерживающие факторы. Главным из них является нестабильность социально-политической обстановки в пограничных районах Украины с Крымом. Поэтому существуют определенные риски для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей. Сказывается и недостаточное обеспечение региона жизненно важными ресурсами, источниками воды, энергии, продовольствия, а также отсутствие хорошего автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью России.

Понятно, что сейчас в первую очередь решаются эти проблемы. Транспортная доступность Крыма меняется за счет повышения количества полетов в Симферополь, государственных дотаций на оплату билетов из дальних регионов страны.

Так, например, люди, летающие на отдых из Якутска, тратят сейчас около 12, а то и 15 часов, учитывая и пересадку в Москве. Летом будут организованы прямые рейсы, которые станут датироваться государством, в итоге средняя цена билета из Якутска будет равна 8,5 тысячам рублей, и время полета сократится до 8 часов. Увеличится количество российских крупных городов, из которых будут летать прямые рейсы в Крым.

Стоит отметить, что все проблемы должны решаться комплексно. Так, в транспортном комплексе все средства сейчас сконцентрированы на строительстве и реконструкции переезда через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог. Именно они обеспечивают связь с населенными пунктами и промышленными объектами полуострова. И это уже дает свои результаты. По Крымскому полуострову уже можно быстро и сравнительно недорого передвигаться. В порядок приведены дороги, и работа эта успешно продолжается.


В инженерном комплексе финансирование будет направлено на мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, а также обеспечение обращения твердых бытовых отходов. Развитие социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения и образования.

Еще один, весьма немаловажный аспект. До вступления Крыма в состав России, полуостров принимал отдыхающих из Украины. Это было целенаправленная политика властей, которые не обременяли себя лишними тратами и привлечением инвестиций в обветшавшую и изжившую себя инфраструктуру.

Соответственно, весь сервис полуострова был крайне низким и нерентабельным. Не было там и иностранных туристов. Все это дает знать о себе и сейчас. Так, зайдя перекусить местными варениками, вы можете увидеть летающих над ними мух. В ответ на ваше возмущение, вы можете услышать знакомое украинское: «А нехай так буде». Кстати говоря, обслуживающий персонал в гостиницах и кафе по-прежнему украинский. Низкий уровень сервиса и отсутствие условий отталкивали от отдыха в Крыму всех гипотетических туристов.


Хотя на сегодняшний день туристы из России уже заместили вакантные места в отелях, в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, но в 2014 стало 93%. В 2015 году цифра увеличилась до 95% и стремится к 100%.

С изменением составляющей отдыхающих, меняются и их приоритеты. Если для украинцев основным и главным критерием была цена, то для обеспеченных туристов из России, пожалуй, важным аргументом отдыха в Крыму станет уровень обслуживания и сервис. Реальность такова, что россияне, отдыхая много лет в Турции и Египте, привыкли к мировому уровню обслуживания. Они готовы заплатить высокую цену за тур и получить более качественный и профессионально отработанный продукт.

Есть и такая проблема, что туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества. Чем быстрее туристические предприятия и частные фирмы уловят эту тенденцию, тем более успешную нишу они смогут занять.

На сегодняшний день ассортимент и качество предоставляемых услуг в Крыму существенно отстают от мирового уровня. Это снижает конкурентоспособность данного региона и на международном рынке туризма.

Главной проблемой для полуострова является и сезонность туризма. Для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет всего три месяца, а для лечебно-оздоровительных комплексов пять месяцев. Лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Также существует дисбаланс в распределении здравоохранительных объектов в Ялте и Евпатории. Все это говорит о неблагоприятной обстановке в оздоровительном секторе. Перемена этой ситуации, возможно, как раз и решит вопрос сезонности в Крыму.

Существует в Крыму и такое направление туризма, как экстремальные путешествия и палаточный туризм. На территории Крыма находится около 38 кемпингов, по сути представляющих из себя палаточные городки. В них существует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы также не готовы.

Есть еще одна проблема российского Крыма — это рабочая сила. Большинство предприятий, связанных с туризмом, не могут содержать круглый год обслуживающий персонал. Раньше украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым на время отпусков. Сейчас сложности политического характера практически закрыли им эту возможность.

Сегодня в России существует определенная Стратегия развития туризма на период до 2020 года. Основными положениями ее являются:


  • Увеличение независимости Федерального агентства по туризму; можно отметить ставку на маркетинговую составляющую. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство хочет оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

  • Более тесное взаимодействие министерств культуры, образования и иностранных дел через объединение представителей данных ведомств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

  • Тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

  • Сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе Федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающих определенный комплекс мероприятий:

  • Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

  • Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

  • Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг.

  • Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

Следует отметить и тот факт, что проблемы развития туризма в Крыму не являются уникальными и труднопреодолимыми. Есть широкий международный опыт, который необходимо изучать и внедрять, адаптировав его под местные реалии. Разное