История одной авиакатастрофы. Как разбился рейс Тбилиси - Минеральные Воды - parxis — LiveJournal. Последние Авиакатастрофы: Жуткие аварии самолётов последних лет Кто управлял лайнером

Авиакатастрофа во Франции лайнера Airbus A320 компании Germanwings еще расследуется, но у следствия появилась версия, что катастрофу намеренно устроил второй пилот.

Но предварительные данные уже позволяют экспертам выдвигать свои "технические" версии трагедии. Так, лайнер исчерпал свой полетный ресурс до капитального ремонта на 97%. И причиной катастрофы могла стать разгерметизация или роковая ошибка компьютера, который "ослеп" получая неправильные данные от замершего датчика.

Второй пилот

Найденный черный ящик показал, что один из , перед тем как лайнер упал. Позже стало известно, что это был командир и в кабине остался его помощник 28-летний Андреас Любиц. На записи слышно, как командир, вернувшись обратно, стучал, вначале легко, потом все настойчивей и настойчивей.

У следствия есть версия, что пилот, который остался в кабине мог преднамеренно уничтожить самолет. Так, по словам прокурора Марселя Брис Робена, на записи слышно, как пилот дышит "не так, как при потере сознания или сердечном приступе". И тогда он намерено не пускал командира в кабину.

"По причинам, которые нам совершенно непонятны, его действия можно рассматривать, как желание уничтожить самолет", - заявил Робен, передает Le Monde.

В целях безопасности дверь в кабину пилотов закрывается на замок, при этом выбить ее без подручных средств, просто невозможно. Но командир пытался попасть в кабину, выламывая дверь, пока самолет не врезался в землю.

Дверь на Airbus A320 по регламенту открывается лишь из самой кабины. С помощью специального кода пилот или стюардесса может отключить замок. Этот механизм предусмотрен именно для экстренных ситуаций. Но пилот может заблокировать и этот код, и тогда дверь остается закрытой.

"Я могу сказать, что он специально позволил самолету терять высоту. Это не то что бы совсем ненормальная скорость потери высоты, но у него не было причин делать это, не было причин не пускать капитана в кабину и не объяснять диспетчерам почему самолет теряет скорость", - заявил немецкий прокурор Энри Самюэль, передает Reuters .

Компьютер ослеп

У A320 могли отказать датчики угла атаки. Эту версию предположил французский пилот Airbus A320 Тьерри Ле Байи в интервью France24. Падение температуры и обледенение могло вызвать сбой в его работе и автопилот начал неправильно высчитывать угол подъема самолета и высоту. По сути бортовой компьютер просто "ослеп".

В этой ситуации бортовой компьютер самолета включает режим защиты судна, и не дает экипажу управлять самолетом. Единственный выход в этой ситуации - отключить компьютер и взять управления на себя. Но пилоты могли не знать об этой особенности самолета, предположил Тьерри Ле Байи .

Замерший датчик угла атаки стал причиной катастрофы одного Airbus A320 в 2008 году возле побережья Франции во время тестового полета. Причиной аварии стало попадание воды в датчик, которая замерзла на высоте и заблокировала сенсоры. Тогда погибло 7 человек.

Но исполнительный директор авиакомпании Germanwings Томас Винкельман, заверил, что командир лайнера имел более чем десятилетний опыт, в том числе он отлетал более 6 тысяч часов на А320. При этом о квалификации второго пилота, который находился за штурвалом во время катастрофы, директор говорить не стал. Как позже стало известно, у 28-летнего Андреаса Любица стаж был в десять раз меньше - 630 часов.

Разгерметизация кабины

Разбившийся Airbus A320 был одним из старейших самолетов этого типа, он поднялся в воздух в 1990 году. До катастрофы он успел отлетать около 58 тысяч часов из позволенных до капитального ремонта 60 тысяч. По сути, он исчерпал свой ресурс на 97%. По плану, после налета 60 тысяч часов, самолет отправляется на завод, где проводятся работы по ремонту конструкции, когда заменяются и усиливаются целые узлы самолета.

С усталостью конструкции самолета и связывает причины авиакатастрофы часть экспертов, предает dailymail. Перед началом падения лайнер как раз успел выйти на полетную высоту около 12 километров. Трещина в лобовом стекле, одном из самых уязвимых мест самолета, могла привести к разгерметизации кабины.

Воздуха на такой высоте для дыхания недостаточно и это приводит к потере сознания. По инструкции пилот должен надеть кислородную маску и начать снижение до нескольких тысяч метров и немедленно садиться на ближайшем аэродроме.

Диспетчеры на радарах отчетливо видели как A320, не отвечая на запросы, начал резкое снижение. За десять минут многотонный лайнер "провалился" на 10 километров и исчез с экранов радаров за 2 тысячи метров до земли.

Проблема с люком

Накануне вылета 23 марта у самолета были обнаружены проблемы с , который закрывается после взлета. Из-за нее самолет не был допущен к вылету, но проблему удалось быстро решить. Как уверяют в компании Germanwings, эта неполадка не могла стать причиной аварии, а ремонт был нужен лишь для устранения шумов.

Самолет проходил сложное техническое обслуживание, так называемый C-chek в 2013 году. Эта процедура выполняется после каждые 15-24 месяцев использования самолета или по истечению 7,5 тысяч часов полета.

C-chek занимает несколько недель и проходит в специальном ангаре. Во время этой проверки самолет досконально осматривают и проверяют работоспособность всех его систем. Таким образом очередной C-chek разбившийся A320 должен был пройти в ближайшее время.

Самолёт врезался в склон горы Салак на высоте 1860 метров. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян. Экипаж и пассажиры погибли. АиФ.ru выяснил, в каком состоянии сегодня находятся самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) , какое количество этих самолётов сегодня летает и какие авиакомпании их активно закупают.

Что случилось?

Причиной произошедшей четыре года назад катастрофы считается ошибка в подготовке полёта, то есть незнание экипажем рельефа местности на маршруте полёта, неверная настройка радаров аэропорта сопровождения и отвлечение экипажа посторонними разговорами. На день катастрофы авиалайнер уже совершил 502 цикла «взлёт-посадка» и налетал 843 часа. Самолёт был исправен. Более того, сигнал TAWS — система о предупреждении столкновения самолета с землей — сработал вовремя, но был отключен по каким-то причинам самим командиром воздушного судна. Кстати, командир судна за 8 минут до столкновения со склоном горы вне плана полёта дважды запросил снижение до 1800 метров. И, получив разрешение, начал снижаться к горе Салак высотой 2211 метров в условиях плохой видимости и низкой облачности.

Расследованием инцидента занималась комиссия Национального комитета по безопасности на транспорте (NTSC) Индонезии. 18 декабря 2012 года она в окончательном отчете об авиакатастрофе сообщила, что она произошла из-за ошибок пилотирования: члены экипажа не учли, что будут лететь рядом с гористой местностью, из-за чего экипаж никак не среагировал на предупреждения системы TAWS о приближении земли и, собственно, отключил предупреждающий сигнал. Более того, перед самим столкновением со склоном горы экипаж, включая командира, вёл переговоры с потенциальным покупателем авиалайнера, отвлекаясь от пилотирования.

Гора Салак в Индонезии, где разбился «Сухой Суперджет-100». Фото: www.globallookpress.com

Как Sukhoi Superjet 100 появился в России?

Из-за того, что в конце 1990-х — начале 2000-х гг. гражданские авиаперевозки происходили на устаревших лайнерах, российским авиакомпаниям приходилось закупать зарубежные самолёты. Именно тогда компания «Сухой» начала разрабатывать пассажирский самолёт, создав в 2000 году ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Этот самолёт — разработка современного отечественного авиапрома, а поставщиками ряда комплектующих стали крупные международные производители — Safran, Thales, Liebherr, Goodrich и др.

В итоге первое испытание нового авиалайнера на взлётно-посадочной полосе прошло 14 мая 2008 года, а 19 мая того же года самолёт совершил первый полёт на высоте 1200 метров. К концу года Sukhoi Superjet 100 совершил второй полёт уже на высоте 6000 метров. Через три года, в 2011 году, первый серийный Sukhoi SuperJet 100 № 95007, названный в честь космонавта Юрия Гагарина , был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании «Armavia».

Фото: www.globallookpress.com

Палки в колёса от Запада

«Для летчиков Sukhoi SuperJet 100 — золотой самолет, такого у нас не было. Кабина и авионика очень удобные, хорошие гироскопы, иностранные системы стоят самые последние. Да и сама машина ведет себя просто изумительно», — говорит Юрий Сытник, заслуженный пилот России, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения .

На середину апреля 2016 года, по данным компании «Гражданские самолёты Сухого», произведено 102 самолета Sukhoi SuperJet-100, 68 из которых эксплуатируются в России и за рубежом. Так, авиакомпания «Аэрофлот» с июня 2011 года получает 30 самолётов Sukhoi SuperJet-100. А в январе 2015 «Аэрофлот» и «Гражданский самолёты Сухого» пришли к соглашению, что к этим 30-ти прибавится еще 20 воздушных судов SSJ-100. На сегодняшний день в «Аэрофлоте» 27 самолётов Sukhoi SuperJet-100. Другой крупный эксплуатант — мексиканская InterJet, у которой «на крыле» уже 21 самолет и 9 еще будут поставлены. Среди эксплуатантов также авиакомпании «Якутия», «Газпромавиа», «Red Wings», «Ямал» и др. А общий налет Sukhoi SuperJet-100 перевалил за 180 тысяч часов. Помимо активной эксплуатации в России, самолет летает в аэропорты Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Китая, Мексики, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции, США и других стран.

Кстати, у авиакомпании «Red Wings» производитель отозвал все 5 имеющихся в их парке лайнеров SSJ-100 из-за того, что она не выполняла условия договора аренды самолётов.

SSJ-100 компании «Аэрофлот». Фото: www.globallookpress.com

«К сожалению, Sukhoi SuperJet-100 закупают все-таки мало. Авиакомпании не уверены в том, что система послепродажного обслуживания будет происходить оперативно. А самолет, который стоит на земле в ожидании запчастей, генерирует убытки», — говорит Алексей Захаров, независимый авиаэксперт .

С ним согласен и Юрий Сытник: «Самолет на более чем 70% собран из импортных запчастей. Например, двигатели у него французские. Вот хотели 12 машин Sukhoi SuperJet-100 поставлять в Крым, французы это пронюхали и прислали письмо, где заявили, что как только в Крыму встанет первый самолет SuperJet, они прекратят поставку запасных частей и двигателей. Зачем иметь такой самолет, если мы от кого-то зависим? Все склады с запчастями для него за рубежом!».

По словам Сытника, сегодня идёт обсуждение того, чтобы начать выпускать собственные детали для этого самолёта. Но когда это случится, пока неясно. Да и уйдет на это несколько лет.

«Как раз недавно по этому самолёту было заседание в Росавиации, и французы настояли, чтобы вклад запчастей был все-таки только в Европе. Нам это неудобно и дорого, — добавляет Ю. Сытник, — ведь самолёт и правда очень хороший, качественный, и чтобы он полностью был подконтролен нам, нужно чтобы и запчасти были наши!».

Сборка самолётов «Сухой Суперджет-100». Фото: www.globallookpress.com

* Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — самолет нового поколения, разработанный и произведенный компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии международных компаний. Самолет может перевозить от 75 до 95 пассажиров. В настоящее время большая часть самолётов находится в парке «Аэрофлота», «Газпромавиа» и мексиканской авиакомпании «Interjet».

В ночь с 18 на 19 мая Airbus 320 египетской авиакомпании ЕgyрtAir, летевший из Парижа в Каир, потерпел крушение в Средиземном море. На борту было 66 человек, их судьба пока неизвестна. Лайф изучил статистику авиакатастроф самолётов этой марки и выяснил, что за 28 лет эксплуатации разбились десять A320: пять - во время полёта и пять - при заходе на посадку.

В полёте

26 июня 1988 года на авиашоу во Франции, проходившем на аэродромеМюлуз-Абсайм, разбился самолёт А320 авиакомпании Air France. Самолёт должен был выполнить показательный полёт на небольшой высоте, тем самым впервые представив широкой публике новую модель A320. Во время полёта самолёт оказался на критически низкой высоте и на глазах у сотен людей упал в лес в конце взлётной полосы.В результате катастрофы погибло 3 пассажира, ещё 50 получилитяжёлые ранения.

28 декабря 2014 года самолёт А320 индонезийской компании Indonesia AirAsia рухнул в Яванское море близ побережья острова Калимантан. На его борту находились 7 членов экипажа и 155 пассажиров, все погибли. Расследование выяснило, что при полёте на эшелоне самолёт столкнулся с неблагоприятными погодными условиями - грозой и сдвигом ветра. Аэродинамический подхват привёл к потере скорости и сваливанию самолёта в плоский штопор.

24 марта 2015 года самолёт Airbus 320 компании Germanwings врезался в гору на юге Франции. Авиакатастрофа произошла в департаменте Альпы Верхнего Прованса. На борту лайнера находилось 144 пассажира и шесть членов экипажа, никто из них не выжил. Расследование, основанное на аудиозаписи чёрного ящика, показало, что второй пилот сознательно спровоцировал крушение. Когда командир вышел из кабины, он заперся изнутри и начал снижение.

5 августа 2009 года во французском аэропорту Орли произошёл аварийный случай с аэробусом А320 испанской авиакомпании Vueling. Самолёт готовился к взлёту и должен был выполнить рейс в Аликанте. На борт поднялись 169 пассажиров. Возгорание двигателя во время взлёта привело к резкому торможению лайнера, люди начали в панике покидать салон. В образовавшейся давке получили увечья 6 пассажиров.

При посадке


14 февраля 1990 года п ри заходе на посадку в аэропорту индийского города Мадурая потерпел катастрофу Airbus 320 индийской авиакомпании Indian Airlines. Из 146 человек, находившихся на борту, 91 погиб, остальные получили тяжёлые ранения. Причиной катастрофы стала ошибка пилотов.

20 января 1992 года незадолго до приземления в аэропорту французского Страсбурга потерпел крушение Airbus 320 французской авиакомпании Enter Air. Из 96 человек, находившихся на борту, 87 погибли. Причиной происшествия стали действия экипажа, который неверно задал параметры автопилота.

23 августа 2000 года самолёт А320 бахрейнской авиакомпании Gulf Air упал в Персидский залив у берегов Бахрейна. Самолёт, следовавший из Каира в Манаму, рухнул в море при заходе на посадку. Все находившиеся на борту 135 пассажиров и восемь членов экипажа погибли.

В ночь со 2 на 3 мая 2006 года Airbus 320 авиакомпании "Армавиа", выполнявший рейс по маршруту "Ереван - Сочи", при заходе на посадку над Чёрным морем врезался в воду . Погибли 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Причиной катастрофы были признаны ошибочные действия экипажа.

17 июля 2007 года в бразильском Сан-Паулу при заходе на посадку на влажную ВПП разбился Airbus 320 авиакомпании TAM Airlines, совершавший рейс по маршруту Порту-Алегри - Сан-Паулу. Он выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, врезался в склад ГСМ и загорелся. Все находящиеся на борту 199 человек погибли.

МОСКВА, 24 мар — РИА Новости. произошедшее во вторник во Французских Альпах, стало самой масштабной авиакатастрофой во Франции с начала века.

Воздушное судно, на котором находились 144 пассажира и шесть членов экипажа, принадлежало компании Germanwings — "дочке" авиакомпании Lufthansa. Самолет направлялся из Барселоны в Дюссельдорф.

Последняя информация о крушении Airbus A320 —

Как заявил президент Франции Франсуа Олланд, среди пассажиров были граждане Германии, Испании и Турции, все они погибли. Власти Франции не исключают все версии крушения. Разбившийся самолет был выпущен 25 лет назад, а пилот разбившегося лайнера налетал более 6 тысяч часов на этом типе самолетов.

Примечательно, что разбившийся A320 застраховала та же компания, что и сбитый в прошлом году на Украине лайнер MH17 и лайнер MH370, пропавший над Индийским океаном. Российские дипломаты пока не располагают данными, были ли на борту россияне.

"Черный день" для Lufthansa

Крушение Airbus A320 в труднодоступном районе Французских Альп стало самой серьезной авиакатастрофой во Франции за последние 15 лет — с 2000 года. Прежней столь же масштабной авиакатастрофой было крушение самолета Concorde в столичном регионе Франции вскоре после взлета из аэропорта "Шарль-де-Голль" в июле 2000 года. Тогда при крушении самолета погибли 109 человек — пассажиров и членов экипажа, а также четыре человека, находившиеся на земле, куда упало воздушное судно.

Представитель Lufthansa заявил во вторник, что этот день, когда авиакатастрофу потерпел лайнер Germanwings, "дочки" авиакомпании, является "черным днем" для концерна. По его словам, в настоящее время ни он, ни представитель аэропорта Дюссельдорфа не могут сообщить никаких деталей трагедии.

Глава МВД Франции: надежда найти выживших в крушении А320 крайне мала Ранее глава жандармерии региона Прованс - Альпы - Лазурный Берег заявил, что "на месте крушения видели, как кто-то шевелится". СМИ сообщали, что спасателям удалось посадить вертолет рядом с местом крушения, однако обнаружить выживших в авиакатастрофе не удалось.

"Мы пока не можем ничего сообщить. Мы должны сначала собрать всю информацию. Сейчас те сведения, которые у нас есть о возможных причинах и деталях, анализируют. Прошу отнестись с пониманием", — сказал представитель авиакомпании.

Germanwings — немецкий лоукостер, базирующийся в аэропорту Кёльн-Бонн и принадлежащий Lufthansa. Germanwings осуществляет рейсы из аэропортов Кёльн-Бонн, Штутгарта, Берлина, Гамбурга, Дортмунда, Дюссельдорфа. Московский аэропорт "Внуково" обслуживает Germanwings в России. По открытым данным, в авиапарке компании всего 58 самолетов, из них — 16 лайнеров Airbus A320. Средний возраст лайнеров A320 составляет 23 года.

Отразилась катастрофа и на акциях компании — акции Deutsche Lufthansa AG (материнская компания авиакомпании Germanwings) Airbus Group и Safran (производитель двигателей для самолетов Airbus) подешевели на европейской фондовой бирже Euronext и Франкфуртской фондовой бирже (Lufthansa).

К 16.21 мск акции Airbus Group теряли в цене 1,7%, а от внутридневных максимумов (достигнутых до катастрофы) до минимумов дня они дешевели на 4,3%. Акции Safran теряют в цене 0,2%, падали на новости от максимумов дня на 2,1%. Бумаги Deutsche Lufthansa AG теряют в цене 1,5%, а на новости падали от максимумов дня на 7,6%.

Авиакомпания Lufthansa и ее дочерние структуры считаются одними из самых безопасных авиакомпаний в мире.

Власти Франции не исключают все версии

Ни одна версия крушения самолета Airbus A320 во французских Альпах не может быть исключена на текущем этапе расследования, заявил во вторник премьер-министр Франции Мануэль Вальс.

"На текущем этапе мы не можем исключать никакие гипотезы произошедшего", — приводит агентство Франс Пресс слова Вальса. Он добавил, что МИД Франции открыл кризисный центр для семей жертв катастрофы.

Самолет Germanwings, потерпевший крушение во Франции, был выпущен в 1990 году, сообщает сайт Flightradar24. Первый полет лайнер (с регистрационным номером D-AIPX) совершил 29 ноября 1990 года под флагом авиакомпании Lufthansa, он был оснащен двумя двигателями CFM56-5A1. В конце января 2015 года лайнер был передан дочерней структуре авиакомпании Germanwings.

Как заявили на пресс-конференции в Кельне представители авиакомпании Germanwings, пилот разбившегося во Франции А320 налетал более 6 тысяч часов на этом типе самолетов. Представители авиаперевозчика также указали, что потерпевший крушение А320 проходил полное техобслуживание летом 2013 года.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Берлин, Париж и Мадрид договорились об оказании всесторонней помощи в расследовании причин крушения Аirbus A320 на юге Франции.

"В минувшие часы я говорила как с президентом Франции Франсуа Олландом, так и с испанским премьер-министром Мариано Рахоем. Мы договорились о взаимной и всесторонней помощи в расследовании причин катастрофы, а также о поддержке сил, ведущих расследование на месте крушения и в аэропортах", — заявила Меркель в специальном обращении во вторник. Меркель также заявила, что в среду посетит место крушения самолета на юге Франции.

МЧС России также заявило о готовности оказать помощь Франции в поисковой операции на месте крушения Airbus А320.

Трагедия затронула не меньше пяти стран

Президент Франции Франсуа Олланд сообщил, что среди пассажиров были граждане Германии, Испании и Турции. По словам Олланда, скорее всего, все они погибли.

То, что выживших при крушении Airbus A320 на юге Франции нет, подтвердил министр транспорта Пятой республики Ален Видали.

"Выживших там нет. Был сигнал бедствия в 10.47 местного времени (8.47 мск). Он показал, что самолет находился на высоте 5 тысяч футов — это ненормальная ситуация", — сказал Видали, добавив, что крушение произошло вскоре после сигналов с самолета.

Представитель перевозчика Томас Винкельманн на специальной пресс-конференции в Кельне заявил, что среди пассажиров лайнера Airbus А320 могли находиться 67 граждан Германии.

В свою очередь, каталонская газета Vanguardia сообщила, что на борту разбившегося самолета находилась группа из 16 немецких школьников и четырех их учителей, которые приезжали в Льинарс-дель-Вальес (провинция Барселона) по обмену. Они провели в Испании девять дней. Размещались в домах испанских студентов и преподавателей.

"Я думаю, что видел его перед тем, как он разбился. Я видел самолет, который летел немного ниже, чем обычно — это привлекло мое внимание", — сообщил житель городка Меолан-Ревель радиостанции Europe 1, добавив, что высота полета лайнера составляла около 4 тысяч метров.

Другой очевидец отмечает, что его внимание привлек сильный шум реактивного двигателя.

Спасателям не удалось обнаружить живых на месте крушения A320 в Альпах Как отметил глава генерального совета департамента Альпы Верхнего Прованса Жильбер Сован, "самолет распался на части". По его словам, "самый большой обломок самолета - размером с машину".

Бернар Бартолини (Bernard Bartolini), мэр города Прад-ле-Блеон — ближайшего населенного пункта к месту крушения — заявил о его труднодоступности. "От последнего дома до горного массива (где произошло крушение) — два с половиной часа пешком", — сообщил он.

"Упавший во Франции самолёт A320 авиакомпании Germanwings в последней фазе своего полёта начал резко терять высоту. По данным сервиса, самолёт снизился почти с 40 тысяч футов (12 километров) до 25 тысяч футов (7,6 километра). После этого данные с самолёта перестали поступать", — говорится в сообщении.

Спасателям удалось посадить вертолет рядом с местом крушения самолета Airbus А320 авиакомпании Germanwings во французских Альпах, однако обнаружить выживших в авиакатастрофе не удалось, передает во вторник агентство Ассошиэйтед Пресс. Вместе с тем, как передает газета La Provence со ссылкой на ряд источников, спасатели якобы видели "тело, которое двигалось" на месте трагедии.

Как отметил в интервью газете Echos глава генерального совета департамента Альпы Верхнего Прованса Жильбер Сован, "самолет распался на части". По его словам, "самый большой обломок самолета — размером с машину".

Страховая компания

Примечательно, что Airbus A320 был застрахован компанией Allianz, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

Получить официальные комментарии в компании Allianz на данный момент не удалось.

Allianz также была основным страховщиком рейсов авиакомпании Malaysia Airlines, один из которых (MH370) пропал над Индийским океаном, а второй (MH17) был сбит в небе над востоком Украины в марте и июле прошлого года соответственно.

Кроме того, в Allianz был застрахован лайнер AirAsia, потерпевший крушение над Яванским морем в декабре 2014 года.

Шокирующая версия причин катастрофы немецкого самолета во французских Альпах: данные черного ящика представляют картину, которая не укладывается в голове. Судя по всему, второй пилот убил себя и пассажиров, сознательно направив самолет в гору.

Версия, которую сегодня сообщил прокурор Марселя Брис Робен, чье ведомство ведет расследование, заставила снова ужаснуться. Крушение самолета - осознанный и преднамеренный поступок второго пилота.

"Слышно, как капитан просит второго пилота взять управление судном на себя. Потом звук закрывающейся двери. Слышно несколько вызовов капитана, чтобы его пустили в кабину. Это происходит с помощью системы внутренней связи - по интерфону, у которого есть монитор, на котором видно того, кто находится за дверью. Но никакого ответа со стороны второго пилота не последовало. Капитан стучит по двери, требуя открыть дверь. Второй пилот не отвечает", - рассказывает прокурор.

Имя второго пилота - Андреас Любитц. 28 лет. По национальности - немец. Работал в "Germanwings" с 2013 года. Летный опыт небольшой - всего 630 часов. Прокуратура утверждает, то он прошел проверку на возможную причастность к террористическим организациям и не был в черных списках спецслужб. Руководство компании "Lufthansa", которой и принадлежит "Germanwings", заявляет, что Любитц прошел все физиологические и психологические тесты.

"Самый длительный перерыв в его летном обучении - 6 лет. Но, перед тем как мы взяли его на работу, он прошел все тесты вновь. Он был готов летать на все сто процентов. Никаких ограничений. Никаких дополнительных рекомендаций. Абсолютно все проверки показали его пригодность", - говорит председатель правления компании "Lufthansa" Карстен Шпор.

Члены летного клуба, в котором состоял Любитц, тоже ничего подозрительного не заметили. Все отзывались о нем, как о приятном и жизнерадостном человеке.

"Он казался очень счастливым. Андреас радовался, что получил эту работу. Для этого он прошел подготовку в Соединенных Штатах. Учился три года. Когда он вернулся, чтобы продлить свою лицензию, мы долго разговаривали. Он много всего рассказывал, и нам казалось, что он по-прежнему открытый молодой человек", - рассказывает коллега Любитца по летному клубу Питер Рюскер.

Ганс, сосед Андреаса Любитца, уже устал отвечать на вопросы журналистов. Он расплакался и сравнил эту трагедию с бойней, которую устроил норвежский террорист Брэйвик.

"Бедные люди! Все это очень похоже на ужас, который случился в Осло, где погибли 70 детей", - сказал он.

Религиозные убеждения пилота следователи комментировать не стали, заявив, что этот не относится к делу. Версия теракта не рассматривается.

"Нет никаких оснований в пользу того, что это был теракт. Сейчас мы будем изучать окружение этого человека", - заявил прокурор Марселя.

Полиция и пресса окружили дом в немецком городе Монтабур, где жил Любитц, и опрашивает всех, кто был знаком с пилотом. А в Дюссельдорфе, в квартире Любитца уже прошел обыск.

Анализ аудиозаписи "черного ящика", не оставляет сомнений: как только первый пилот на минуту покинул кабину, его коллега закрыл дверь, включил приборы на снижение лайнера и перестал выходить на связь. Запись последних 30 минут перед крушением дает ясно понять, что Любитц был в сознании и прекрасно понимал: он летит навстречу смерти, забирая с собой жизни еще 149 человек.

"Слышно, как второй пилот нажимает на кнопки мониторинговой системы, чтобы осуществить снижение самолета. Я повторюсь, он единственный управляет аэробусом А-320. Действие по выбору высоты производится осознанно", - уточняет Брис Робен.

Теперь, когда следствие обнародовало выводы, стало ясно - налицо грубейшее нарушение протокола со стороны членов экипажа. Специалисты настаивают: в кабине не должен был оставаться один человек. Место отлучившегося пилота должен быть занять один из стюардов. Этого не произошло.

"Если человек вынашивал идею суицида, то он для себя мог создать какую-то легенду, ему одному известную, как спровоцировать капитана выйти. Версии могут быть разными - посмотреть, обледенел ли самолет из иллюминатора, так, чтобы не пугать пассажиров; задымилась кухня, какие-то запахи пошли непонятные, и так далее", - полагает заслуженный пилот России Виктор Саженин.

О точном протоколе поведения, когда один из пилотов покидает кабину, написаны десятки инструкций и сняты видеоролики. Жесткие правила ввели после терактов в США 11 сентября 2001 года. Один из таких роликов распространили сегодня представители компании "Airbus". Из этой видео-инструкции следует, что попасть в закрытую кабину пилотов все-таки можно. Для этого нужно знать специальный код. Если по внутренней связи никто не отвечает, секретная комбинация цифр дает экипажу небольшое окно, всего пять секунд, в течение которых дверь открыта. Однако…

"Существует еще одна возможность: тот человек, который остался в кабине, он может встать и закрыть дверь на механическую задвижку, и тогда уже ничего не поможет, никакой цифровой код", - говорит заслуженный пилот России Петр Марченко.

Пассажиры разбившегося "аэробуса" до последнего момента не знали о неминуемой развязке - слишком плавным было снижение лайнера. Люди начали кричать за мгновение до гибели.

В истории авиации достаточно случаев, когда пилоты осознанно вели машину к гибели. С середины 70-х их, как минимум семь, самый крупный - инцидент 31 октября 1999 года, крушение "Боинга-767" авиакомпании EgyptAir у берегов американского острова Нантакет. Рейс 990 следовал из Лос-Анджелеса в Каир. Воздушное судно рухнуло в воды Атлантики в результате резкой потери высоты. Американские эксперты пришли к выводу, что причиной катастрофы стали намеренные действия второго пилота, который в момент отсутствия командира отключил оба двигателя и со словами "Я полагаюсь на бога" направил самолет в пике. На борту было 217 человек, погибли все.

Новость о том, что причина крушения - самоубийство второго пилота, а не технические неисправности самолета или разгерметизация салона, заставила французскую прокуратуру изменить характер расследования и открыть уголовное дело.

"Lufthansa" и ее дочернюю компанию "Germanwings", вне сомнений, ожидают многочисленные судебные иски от родственников погибших. Некоторые из родных пассажиров прибыли сегодня к месту гибели самолета. Их общение с прессой не запланировано, жандармерия взяла людей под охрану. На месте трагедии продолжается поиск и вывоз останков погибших. Как заявили французские власти, работа по их идентификации уже началась.

Перелеты